Диалектика мужского и женского начал в культуре

Статьи по психологии » Диалектика мужского и женского начал в культуре

Диалектика – это теория, всеобщий метод познания, а также способ существования мира, всего прошлого, существующего, будущего. Принципы и законы диалектики имеют всеобщий, универсальный характер, им подчиняется все сферы бытия: природа, общество, мышление и отношение между ними. Она раскрывает сущность природы, процесса труда, человеческой жизнедеятельности как особого общественного способа отношений живых организмов с природой.

С точки зрения диалектики все связано со всем. Предмет и Мир нераздельны, вскрываются и исследуются все более многообразные, ранее неизвестные связи и взаимозависимости. Поэтому возможно применение диалектического подхода к изучению гендерных взаимоотношений и их отражения в культуре. Актуальность темы обусловлена, на мой взгляд, по крайней мере, двумя обстоятельствами. Во-первых, чтобы судить о человеке, даже о его родовой сущности, недостаточно ввести общее понятие рода «человек» и на этой основе исследовать его по предельно общим свойствам (а изучение человека всегда будет оставаться важнейшей областью для многих наук), необходимо рассматривать человека как векторную сумму присущих ему обоих гендерных начал. Во-вторых, изучение данной проблематики важно в ситуации, когда в обществе декларативно признается гендерное равенство, но на практике существует гендерная асимметрия общесоциальных и семейных ролей и формируется противоречивый набор гендерных норм, стереотипов, правил поведения. Изучение гендерных особенностей дает возможность глубже проникнуть в структуры ценностного пространства человека.

Целью данной работы является выявить взаимоотношение мужского и женского начал в культуре, для чего были поставлены задачи: ознакомиться с литературой по данной теме и сделать выводы в соответствии с обобщенным изученным материалом.

Диалектичность природных и социальных процессов люди стали замечать с древнейших времен, отражая в своих народных легендах, мифах, сказках, пословицах и поговорках. В древнекитайской философии диалектический характер природных и социальных явлений выражался с помощью понятий Ян и Инь. Ян и Инь символизировали взаимодействие крайних противоположностей: света и тьмы, жары и холода, положительного и отрицательного, мужского и женского и т.д. Я считаю очевидным факт существования в одном организме, независимо от пола, мужского и женского начал, это давно известно в науке. Естественно, что в женщине больше женского, соответственно у мужчин — мужского. Соотношение мужского и женского в каждом индивиде имеет свои пропорции. Эти особенности влияют на процесс формирования внешнего облика человека, а также на его внутренний мир и психологию.

Так, например, К.Г. Юнг — швейцарский психолог и психиатр, последователь З. Фрейда – предположил существование в сознании человека на бессознательном уровне общечеловеческих первообразов, названных им архетипами. Среди множества различных архетипов, выделенных и определенных Юнгом, есть архетипы «Анима» и «Анимус». Архетип «Анима» представляет женское начало в мужчине, а архетип «Анимус» — мужское начало в женщине; они ведут к взаимопониманию мужчины и женщины, но могут вести к психическим кризисам при несовпадении идеализированных представлений с реальным человеком.

Похожие публикации:

Творческое мышление
Творчество занимает особое место в структуре одарённости. Количество фактов, в которых проявляется творчество, огромно: сюда относятся самые ранние продукты словотворчества детей, их рисунки, стихи, а так же решение задач и технические из ...

Кризис семи лет
Школьный возраст, как и все возрасты, открывается критическим, или переломным, периодом, который был описан в литературе раньше остальных как кризис семи лет. Давно замечено, что ребенок при переходе от дошкольного к школьному возрасту оч ...

Возрастные особенности развития трехлетних детей как предпосылки развития у них эмоциональной отзывчивости
За два прошедших года малыш во многом преуспел, накопил силы для дальнейшего совершенствования и приобретения новых умений. Именно в это время ребенок продолжает довольно интенсивно развиваться физически. У него совершенствуется деятельно ...