Особенности мотивационной сферы в дошкольном возрасте

Статьи по психологии » Мотивы поведения дошкольников » Особенности мотивационной сферы в дошкольном возрасте

Страница 2

Особую роль в развитии личности играет появляющаяся в процессе общения потребность в признании, которая «ориентирует ребенка на достижение того, что является значимым в культуре, к которой принадлежит ребенок»[там же.с.47]. Мотивы личных достижений, стремление к самоутверждению, самовыражению нередко побуждают ребенка к действиям. О степени удовлетворения этой важной человеческой потребности — потребности в признании говорят детские чувства, эмоции: радость при достижении успехов в нелегкой и значимой для них деятельности, от высокой оценки их авторитетным лицом, огорчения (желанная роль в игре не досталась), обида («А мне не дали стихи учить на утренник») и т. п.

Различные формы самоутверждения ребенка. Среди негативных форм — капризы, упрямство. Капризами пытаются утвердиться, как правило, дети ослабленные, безынициативные, которые не могут другими средствами обратить на себя внимание окружающих.

На основе стремления к самоутверждению у детей возникает и мотив соревновательный - выиграть, победить, быть лучше других. Особенно заметно это стремление проявляется у старших детей, что связано с овладением ими играми с правилами, спортивными играми, которые включают в себя соревнование.

Этот мотив старшие дети вносят и в другие виды деятельности. Они любят сравнивать свои успехи с другими, не прочь прихвастнуть, остро переживают свои неудачи. Дети поражают окружающих своими вопросами, своей пытливостью, любознательностью. Поведение детей этого возраста часто определяют познавательные мотивы. Однако эта потребность развивается и проявляется по-разному: у одних она имеет ярко выраженную «теоретическую» направленность, у других — «практическую» (Л. И. Божович)[1],[2].

Однако как показали исследования мотивов учения старших дошкольников, мотивы, связанные с самой учебной деятельностью, ее процессом и содержанием, не занимают ведущего места. По данным исследований Л. И. Божович и ее сотрудников, даже у первоклассников эти мотивы занимают третье место, а у третьеклассников даже пятое место.

Поэтом своевременное и правильное использование данных мотивов в организации учебной деятельности дошкольников, может сформировать устойчивую учебную мотивацию, основанную на удовлетворении природного любопытства ребенка.

Интерес представляют мотивы дошкольников, связанные с содержанием обучения.

Так, Н. Г. Морозова указывает на то, что в дошкольном возрасте большое значение имеет эмоциональный компонент, в подростковом - познавательный.[20]. Г. И. Щукина считает, что интерес к познанию существенного также не характерен для дошкольника, а начинает проявляться только у младших школьников [24].

Интересы старших дошкольников, как правило, действительно обусловлены занимательностью. Привлекают уроки с игровыми моментами, уроки с преобладанием эмоционального материала.

Особенно важное значение в формировании поведения ребенка имеют нравственные мотивы. Они возникают и развиваются в связи с усвоением и осознанием норм поведения человека в обществе и выражают отношения ребенка к людям. К концу детского возраста в этой группе мотивов все большее место занимают общественные мотивы — желание сделать приятное, нужное другим людям, облегчить их положение, принести им пользу.

О зарождающихся еще в дошкольные годы общественно ценных мотивах деятельности свидетельствуют и мечты детей. «Когда я вырасту, я буду .» — такая тема для рисования была предложена старшим дошкольникам г. Минска. Дети рисовали свое будущее, себя как представителей самых разных профессий, пользующихся почетом и уважением в нашей стране.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие публикации:

Индивидуальный профиль асимметрии. Асимметрия в онтогенезе
Под индивидуальным профилем асимметрии имеется в виду "присущее только каждому данному субъекту сочетание моторных, сенсорных, психических асимметрий — симметрии"[4; 112]. Логически оправдано ожидание трех профилей: правого, сме ...

Особенности протекания кризиса середины жизни у женщин
Период зрелости - это время, когда женщина может найти в себе силы для достижения значимости в обществе, в семье, в собственных глазах за счет обновления границ собственного Я, за счет возвращения к смыслу своей жизни. [1; 611] Самая гла ...

Структура и стадии формирования психологической зависимости от компьютерных игр
В этой главе изложена структура психологической зависимости от компьютерных игр, т.е. некоторые устойчивые тенденции подъема и спада величины зависимости во времени. На основе этого выдвинуто предположение о стадиальном характере развития ...