Результаты исследования показали, что детям 5-7 лет легче сдерживать свои непосредственные побуждения, нежели их младшим товарищам. Отличается и побудительная сила различных мотивов-ограничений. Наиболее сильно действует мотив поощрения, наименее слабым ограничителем в обеих группах выступает запрет взрослого, не усиленный другими дополнительными мотивами.
Мотив «собственное слово» оказывает существенное влияние на более старших детей, для младших детей он является еще слабым мотивом. На поведение детей начинают оказывать влияние и мотивы морального характера, но у детей 3-5 лет они еще слабо выражены.
Исследование выявило также, что в условиях присутствия взрослых и других детей дети проявляют больше способности к сдерживанию своих непосредственных побуждений, нежели в случаях вне видимого контроля.
Наличие соподчиненности мотивов дает возможность ребенку отказаться от привлекательной в данный момент вещи, занятия ради выполнения более важного, хотя и, возможно, более скучного занятия[7,c.257].
Мотивы деятельности в дошкольном и младшем школьном возрасте постепенно перестают быть равнозначными для ребенка, они приобретают определенную систему, одни из них начинают преобладать над другими. То, какие из мотивов будут выступать в качестве главных, определит направленность всего поведения ребенка. В дошкольные годы стержень личности только начинает складываться, но определенная направленность в поведении ребенка уже наблюдается. Она может быть разной от крайне эгоистической, индивидуалистической до общественной, высоконравственной (конечно, в пределах возможности данного возраста).
Уже в детском возрасте в поведении одних детей проявляются тенденции созидательного типа личности, а у других - разрушительного, потребительского. Воспитателям и родителям важно по незначительным на первый взгляд признакам заметить проявление определенной тенденции в поведении детей, с тем, чтобы вовремя умело корректировать развитие личности ребенка, формировать общественно ценные потребности и мотивы, обеспечить каждому ребенку полноценные пути самовыражения и самоутверждения[3],[5],[20].
Таким образом, дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием мотивационной сферы ребенка. Появляются новые мотивы, которые по своему характеру можно определить как общественные, оказывающие сильное влияние на все поведение ребенка. Однако появление таких мотивов зависит от воспитательного влияния взрослых.
На этом фоне также актуализируются познавательные мотивы, лежащие в основе формирования будущей учебной деятельности. И здесь важным будет являться то, каким образом воспитатель, родитель или другой значимый взрослый сможет правильно воспользоваться этой особенностью дошкольника для эффективной организации его учебной деятельности.
Похожие публикации:
Последствия продолжительного и кратковременного стресса
Психическое и соматическое (телесное) так сильно переплетены между собой, что не может быть психического феномена без последующего соматического и наоборот, не существует соматического явления без психологического. Стрессовая реакция пред ...
Направленность личности: потребности и цели
Направленность личности – это «система устойчивых потребностей, интересов, склонностей, убеждений, идеалов, мировоззрения и т.д., определяющих основные направления поведения личности»[1]. Направленность всегда социально обусловлена и форм ...
Инволюционные психиатрические синдромы
Психиатрические синдромы инволюции соответствуют органическим психопатиям. Они вызваны истощением, инволюцией церебральных клеток.
Клинически различают недементные пресенильные синдромы и синдромы дементные.
А) Недементные пресенильные ...


Навигация