Особенности воспитания детей, заболевших неврозом

Статьи по психологии » Особенности воспитания детей, заболевших неврозом

Страница 4

Гиперопека выражается стремлением родителей: 1) окружать ребенка повышенным вниманием; 2) во всем защищать, даже если в этом и нет реальной необходимости; 3) сопровождать каждый его шаг; 4) предохранять от опасностей, которых нет; 5) беспокоиться по любому поводу и без повода; 6) удерживать детей около себя, «привязывать» к своему настроению и чувствам; 7) обязывать поступать определенным способом.

Контроль за детьми является необходимым инструментом социализации и одним из условий формирования самосознания личности. Условно контроль разделяется на отношение родителей к дисциплине и конкретное выражение ее в виде санкций (стимуляция, в том числе подгонка, ограничения, порицания, угрозы и физические наказания). Чрезмерный контроль или строгая дисциплина в семье выражается стремлением родителей: 1) во всем контролировать детей, проверять каждый шаг; 2) следить за их попытками сделать что-либо по-своему; 3) ограничивать активность и самостоятельность; 4) предписывать образ действий; 5) часто запрещать; 6) ругать за малейшие промахи и недостатки; 7) прибегать к различным санкциям. Обучение - следующий фактор воспитания. Характерно стремление родителей к чрезмерно раннему обучению - привитию навыков самостоятельности, самоконтроля и гигиены. Это случаи, когда родители требуют, чтобы ребенок второго года жизни одевался самостоятельно, не шелохнувшись, сидел за столом, говорил «здравствуйте», «пожалуйста», «спасибо», еще не понимая значения этих слов. Здесь и чрезмерно ранняя рационализация чувств, и завышенный уровень притязаний родителей в отношении успехов детей, которые должны, скорее, соответствовать взрослым стандартам поведения, чем быть детьми с их непосредственным и искренним поведением.

Интенсивность воспитательных мероприятий выражается феноменом психологического прессинга - избыточного морального давления на детей: обязывания их думать и поступать определенным, раз и навсегда заданным, способом; ожидания больших успехов, оправдывающих честолюбивые установки родителей; чрезмерного контроля за поведением и интеллектуальными достижениями, как и безоговорочного принуждения к чтению, занятиям иностранными языками. Это создает непосильную нервно-психическую нагрузку у детей с ведущим первосигнальным типом восприятия действительности.

Неврозы в детском возрасте - отражение клинических, личностных и социально-психологических проблем, возникающих у взрослых, ставших родителями в трудный для себя период жизни слишком рано или поздно, оказавшись неподготовленными к этой роли, инфантильно-незрелыми или чрезмерно амбициозными, впрессовывающими психическое развитие детей в прокрустово ложе своих честолюбивых планов и надежд. Нельзя сбрасывать со счетов отражение в развитии детей личностных проблем родителей, обусловленных ускорением темпа современной жизни, ее урбанизацией и технократизацией, наряду с постоянно повышающейся ответственностью и жесткостью социальных ролевых предписаний, усложнением и обезличенностью межличностных отношений, неблагоприятными тенденциями в социально-психологической динамике развития семьи: снижением ее стабильности, рождаемости при одностороннем доминировании матери, ее чрезмерной загруженности и невротизации.

Одна из главных проблем в изучаемых семьях, состоит в том, что родители не успевают полюбить ребенка, когда он еще так нуждается в этом, особенно в возрасте от 2 до 5 лет. Пока созревает родительское чувство, пока ребенок начинает приниматься таким, каков он есть, а не таким, каким он представляется родителям, пока идет война с упрямством и существует конфликтное противостояние в семье, происходит безвозвратная потеря времени для развития у детей ответного чувства любви, эмоциональной отзывчивости и сострадания. Этим объясняется «приставучесть» детей с неврозами, когда они повышенно требовательны к вниманию окружающих, фактически добиваясь получения столь необходимых для них чувств любви и признания.

Страницы: 1 2 3 4 

Похожие публикации:

Общение: структура и функции. Механизмы и эффекты общения
Общение это такой вид контактов, когда взаимодействующими сторонами являются живые существа (в широком смысле). Межличностное общение – это процесс, который осуществляется с помощью средств речевого и неречевого воздействия, предполагает ...

Роль ведущего канала восприятия в установлении взаимопонимания в деловом партнерстве
Деловое общение – это, прежде всего коммуникация, то есть обмен информацией, значимой для участников общения. Коммуникация должна быть эффективной, способствовать достижению целей участников общения. Любой руководитель (отдела, службы, ф ...

Теория высших психических функций
Все помыслы Выготского были сосредоточены на том, чтобы покончить с версией о "двух психологиях", которая расщепляла человека. Понимая слово как действие (сперва речевой комплекс, затем-речевую реакцию), Выготский усматривает в ...