Классификация методов обучения и воспитания

Страница 1

Методы обучения в их традиционных вариантах иногда подразделяют на методы преподавания (лекция, рассказ, показ-демонстрация, объяснение, беседа и др.), методы-учения (слушание, осмысление, упражнение, изучение учебников и первоисточников, моделирование, в том числе практические работы, учебное исследование и др.) и методы контроля (опрос, контрольная, коллоквиум, зачет, экзамен, защита курсового проекта и др.).

Активные методы обучения.

Под активными методами обучения имеются в виду те методы, которые реализуют установку на большую активность субъекта в учебном процессе, в противоположность так называемым традиционным подходам. Активными методами обучениями воспитания называют те, которые позволяют «студентам в более короткие срок и с меньшими усилиями овладеть необходимыми знаниями и умениями» за счет сознательного «воспитания способностей.

Можно выделить следующие основные пути повышения активности обучаемого:

1) усилить учебную мотивацию студента за счет: а) внутренних и б) внешних мотивов (мотивов-стимулов);

2) создать условия для формирования новых и более высоких уровней1 мотивации (например, стремление к самоактуализации личности).

3) дать студенту новые и более эффективные средства для реализации своих установок на активное овладение новыми видами деятельности, знаниями и умениями;

4) обеспечить большее соответствие организационных форм и средств обучения его содержанию ;

5) интенсифицировать умственную работу студента за счет более рационального использования времени учебного занятия, интенсификации общения студента с преподавателем и студентов между собой;

6) обеспечить научно обоснованный отбор подлежащего усвоению материала на основе его логического анализа и выделения основного (инвариантного) содержания;

7) полнее учитывать возрастные возможности и индивидуальны особенности студентов.

Дискуссионные методы.

Методы эти известны с древности и были особенно популярны: средние века (диспут как форма поиска истины). Элементы дискуссии (спора, столкновения позиций, преднамеренного заострения) даже преувеличения противоречий в обсуждаемом содержательном материале) могут быть использованы почти в любых организационных формах обучения, включая лекции. В лекциях-дискуссиях обычно выступают два преподавателя, защищающие принципиально различные точки зрения на проблему, или один преподаватель, обладающий артистическим даром перевоплощения (в этом случае иногда используются маски, приемы изменения голоса и т. п.). Но чаще дискутируют не преподаватели между собой, а преподаватели и студенты или студенты друг с другом. В последнем случае желательно, чтобы участники дискуссии представляли определенные группы, что приводит в действие социально-психологические механизмы формирования ценностно-ориентационного единства, коллективистической идентификации и др., которые усиливают или даже порождают новые мотивы деятельности.

Сензитивный тренинг (тренинг чувствительности)

Работа, проводимая в Т-группах, лучше всего описывается термином «социально-психологическое обучение». В качестве подлежащего усвоению содержания здесь выступают не предметные знания, а знания о себе, других людях и законах групповой подготовки. Но гораздо большее значение, чем знания, в ходе групповой работы, имеют эмоциональный опыт, навыки личностного общения, расширение сознания и, главное, удовлетворение мотивов личностного роста. И уже новые и более сильные мотивы активизируют познавательные процессы на всех уровнях, в том числе и при добывании признания.

Т-группы состоят из 6—15 человек разных специализаций и пола; продолжительность занятий от 2 суток до 3 недель; тесная связь в группе осуществляется не только в ходе групповых действий, но и через процедуру «горячего кресла», на котором каждый из участников прямо оценивается другим участником Т-группы. Кроме модели личностного роста групповая работа предусматривает и ряд более конкретных целей: глубокие знания за счет оценок себя со стороны других, поведению других благодаря более тонкому реагированию на интонации (голос позы, запахи, касания и другие невербальные стимулы).

Проблемные методы

Постановка вопросов, формулирование противоречий и рассогласований, проблематизация знания — такие же древние приемы активизации обучения, как и сам процесс учения. Чем же проблемный подход отличается от традиционных подходов? По-видимому, удельным весом и местом, отводимым проблемной ситуации в структуре учебной деятельности. Если в традиционных методах сначала (часто в догматической форме) излагается некоторая сумма знаний, а затем предлагаются тренировочные задания для их упрочения и закрепления, то во втором случае студенты с самого начала стоят перед проблемой, а знание открывается им самостоятельно или с помощью преподавателя. Не от знания к проблеме, а от проблемы к знанию — таков девиз проблемного обучения. И это не просто перестановка слагаемых. Таким образом, рожденное знание принципиально отличается от знания, получаемого в готовом виде. Оно хранит в себе в снятом виде сам способ его получения, путь движения к истине.

Страницы: 1 2

Похожие публикации:

Развитие и становление социальной идентичности в подростковом возрасте
Важным отличительным признаком подросткового периода являются фундаментальные изменения в сфере его самосознания, которые имеют кардинальное значение для всего последующего развития и становления социальной идентичности, которая определяе ...

Понятие тревожности
В данной работе рассматривается такое эмоциональное состояние как тревожность и ее проявления. Тревожность как понятие возникает в рамках психоаналитического подхода, по Фрейду чувство тревожности связанно с чувством беспомощности. К. Хор ...

Функции общения
Что касается функций (от лат. Functio - исполнение, осуществление) общения, то под ними понимают внешнее проявление свойств общения, те роли и задачи, которые оно выполняет в процессе жизнедеятельности индивида в социуме. Известны различ ...