Определение психологического консультирования

Выявление объекта помощи является доминирующей интенцией консультирования. Необходимо показать человеку его основные проблемы, стоящие препятствием к дальнейшему развитию и довести до ауторефлексии причины его психологических проблем. В эмпантийном общении, консультант использует свои способности для активизации способностей клиента.

Во всех видах помощи «помощник» должен уметь выстраивать отношения, а для достижения системных изменений необходимо также уметь работать с группами, структурами, правилами и организациями. Консультант может, в случае необходимости, использовать различные стратегии, а не только собственно консультирование, однако в эти стратегии должны быть встроены элементы консультирования. Консультирование может рассматриваться и как стратегия, и как технология, и как метод профессиональной помощи.

Основные причины фундаментальной связи между психологией и консультированием следующие:

- цели консультирования имеют связанный с сознанием аспект: в различной степени все консультационные подходы фокусируются на изменении чувств, мыслей и действий людей таким образом, чтобы они могли жить более эффективно;

- консультирование не является чем-то статичным, оно подразумевает обмен мыслями между консультантами и клиентами, а также протекание мыслительных процессов отдельно у консультантов и у клиентов; кроме того, большая часть информации, полученной при консультировании, проявляется в сознании клиентов в интервалах между занятиями, а также в периоды, когда клиенты пытаются помочь себе сами после окончания консультирования;

- основополагающие теории, «питающие» консультирование, и использующиеся в нем воздействия являются психологическими.

Консультирования также имеет определение процесса, адресованного в первую очередь тем, кто страдает от определенного психологического напряжения и психологической неприспособленности. Но несмотря на множественность определений консультирования, все они включают несколько основных положений:

- консультирование помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению, добровольно;

- консультирование помогает обучаться новому поведению;

- консультирование способствует развитию личности;

- в консультировании акцентируется ответственность клиента (деонтологический принцип), т.е. признается, что независимый, ответственный индивид способен в соответствующих обстоятельствах принимать самостоятельные решения, а консультант создает условия, которые поощряют волевое поведение клиента;

- сердцевиной консультирования является «консультативное взаимодействие» между клиентом и консультантом, основанное на философии «клиент-центрированной» терапии.

По причине повышенного спроса современного человека на гуманистические теории, остановимся на «клиент-центрированной» терапии, основоположником которой является известный американский психотерапевт К. Роджерс. Он выделил три основных принципа этого направления:

- каждая личность обладает безусловной ценностью и заслуживает уважения как таковая;

- каждая личность в состоянии быть ответственной за себя;

- каждая личность имеет право выбирать ценности и цели, принимать самостоятельные решения.

Эта теория имеет наибольший эффект только тогда, когда рассматривается как одна сторона многогранника психологических взаимоотношений, которые необходимо требуют опираться на категории сочувствия, сострадания, взаимопомощи и взаимоподдержки.

Похожие публикации:

Коучинг
Коучинг - сформировался в 80-е годы XX столетия [45]. Тренинговая концепция на стыке психологии, философии, спорта и менеджмента. Изначально коучинг был ориентирован только на пространство бизнеса, однако сейчас с успехом применяется прак ...

Характеристика социальной ситуации развития и особенностей общения со взрослыми и сверстниками в дошкольном возрасте
Социальная ситуация развития - это своеобразное сочетание того, что сформировалось в психике ребенка и тех отношений, которые устанавливаются у ребенка с социальной средой. Конец раннего детства знаменуется появлением у ребенка феномена ...

Подстройка под модальность
Все люди по-разному воспринимают окружающий мир. Одни считают, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, для других слушать все равно лучше, а третьим нужно все потрогать, пощупать, почувствовать. По этому принципу люди делятся на ...