Взаимосвязь консультирования и практической социальной работы

Статьи по психологии » Психосоциальная работа и проблемы консультативного процесса » Взаимосвязь консультирования и практической социальной работы

Страница 1

Сравнительный анализ различных параметров психологического консультирования и практической социальной работы с клиентами-семьями (обозначаемой в зарубежной практике как «работа со случаем») позволяет выделить в них множество схожих элементов.

Практически идентичными являются этические принципы консультирования в той области социальной работы, которая относится к непосредственной работе с клиентами. К ним, в первую очередь, относятся такие ценности, как самоопределение, уважение к личности клиента, вера в способность человека к изменению, духовному росту и бесконечному совершенствованию, поддержка прав клиента на самостоятельные решения и выбор (с этим связан и запрет давать советы), честность и справедливость.

Более частными характеристиками работы со случаем считаются: индивидуальный подход, выражение чувств, контролируемое эмоциональное включение, принятие клиента и ориентация на его ценности и нормы, доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту, самоопределение клиента, конфиденциальность, разграничение личных и профессиональных отношений, включение клиента в процесс консультирования в рамках партнерских отношений.

В зарубежной литературе и профессиональных этических кодексах нередко в качестве ценностей социальной работы фактически обозначаются ее цели: способствовать социальной справедливости и социальному благоденствию, повышать как материальное, так и пневматико-психологическое качество жизни людей и противостоять различным формам дискриминации. При этом предполагается расширение количества доступных выборов, стимулирование активности и развитие способностей клиентов в плане самостоятельного принятия решений, и в целом — контроля над своей психосоматической жизнью.

Можно отметить шесть основных квалификационных требований к деятельности социального работника: осуществлять коммуникацию и вовлекать в деятельность; поддерживать и активизировать; обследовать, диагностировать и планировать; воздействовать и оказывать услуги; работать в организациях; повышать профессиональную компетентность.

При этом для налаживания эффективной практической социальной работы недостаточно обеспечить профессиональный административный и организационный контроль, четкую нормативно-правовую базу, необходимо также соблюдать условия, приведенные ниже.

Клиенты должны иметь право говорить о том, что они сами считают своими нуждами, и при этом быть услышанными, понятыми и воспринятыми с уважением. Предлагаемые и оказываемые услуги должны быть согласованы с их потребителями и соответствовать их потребностям. Нельзя считать хорошей практикой поспешное и навязанное оказание услуг: в долгосрочной перспективе это окажется менее эффективным и более дорогостоящим, нежели затраты большего времени и внимания на выслушивание и разговор с клиентом на начальной стадии собеседования и диагностики ситуации клиента.

Социальная работа представляет собой деятельность, в которой межличностное взаимодействие между потребителем услуг и теми, кто их оказывает, чрезвычайно значимо с точки зрения получения эффективных результатов.

В центре внимания практической социальной работы должны быть потребители услуг с их личностными ресурсами, мнениями и мотивами (естественно, при условии их соответствия нормам закона и этики). В связи с этим становятся очевидными причины высокой значимости практических консультативных умений для всех уровней и направлений практической социальной работы.

Страницы: 1 2

Похожие публикации:

Цели создания групп и взаимодействие между членами группы
Общая цель данной группы формируется на основе индивидуальных целей, которые регулируются на начальном этапе социальным работником. Основная тема – помощь друг другу, поэтому данная группа может рассматриваться как определенная система вз ...

Взаимоотношения молодых супругов с родительскими семьями
Проблемы семьи и внутрисемейных отношений были актуальны всегда. Но, пожалуй, особый интерес к вопросам семейной жизни появился в последние годы в связи с кризисным состоянием современной семьи. Большинство исследований посвящено анализу ...

Общение как коммуникация
Деловое общение — это прежде всего коммуникация, т.е. обмен информацией, значимой для участников общения. Коммуникация должна быть эффективной, способствовать достижению целей участников общения, что предполагает выяснение следующих воп ...