Психосоциальное консультирование как метод практической социальной работы

Статьи по психологии » Психосоциальная работа и проблемы консультативного процесса » Психосоциальное консультирование как метод практической социальной работы

Страница 2

Проблемы порождаются неудовлетворенными потребностями и желаниями, и большинство проблем люди могут решить сами или хотя бы уменьшить их остроту. Но иногда принятие решений блокируется состоянием психики клиента, его окружением или отсутствием средств. Социальный работник не склонен пессимистически рассматривать своих клиентов как жертв патологии или обстоятельств и верит в их способность преодолеть возникшие проблемы. Он должен помочь клиенту осознать свои проблемы и облегчить реализацию действий по их решению. Данная модель ориентирована в основном на настоящее, а не на прошлое и предполагает изучение психологического и ситуационного контекста данной проблемы. Нормативная продолжительность восемь – двенадцать консультативных сессий за три - четыре месяца. Здесь все-таки необходима апелляция к внутренней, духовной или душевной проблеме (болезни), без разрешения которой проблемные ситуации во внешнем аспекте скорее всего будут продолжаться и далее.

Для всех направлений практической социальной работы необходимы, по крайней мере, базовые консультативные навыки, хотя для всех социальных работников нет нужды быть способными осуществлять глубинное консультирование. К таким базовым навыкам можно отнести следующие:

- направленное внимание, активное слушание, безоценочное принятие;

- перефразирование, отражение, суммирование и контроль;

- умение применять различные типы вопросов (в том числе ненаводящие, открытые) и альтернативные способы обратной связи;

- эмпантическое понимание, установление причинно-следственных связей, открытость;

- стимулирующая проблематизация, конфронтация, работа с защитами;

- целеполагание, решение проблем, техники фокусировки;

- понимание языка тела;

- избегание оценочных и морализаторских суждений;

- осознание границ, техники структурирования, способность конструктивно говорить на трудные темы;

- умение предоставлять обратную связь, владение техниками снятия напряжения, избегание враждебности и умение с нею справляться.

Все эти навыки, традиционно рассматриваемые в рамках консультативного процесса, необходимы и для социальной работы с различными типами случаев, с разными клиентами, в различных учреждениях и при надомном обслуживании. В числе межличностных навыков и умений социального работника-консультанта должны быть способности: выстраивать и поддерживать деловые/рабочие взаимоотношения; работать с чувствами и осознавать их влияние на самих себя и других людей; уметь работать с агрессивностью клиентов, их враждебностью и гневом, отчетливо осознавая риск для себя и других; выявлять, понимать и интерпретировать поведение и установки.

Страницы: 1 2 

Похожие публикации:

Особенности вербальной коммуникации
К главной особенности вербальной коммуникации можно отнести вербальное общение, которое присуще только человеку и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка. По своим коммуникативным возможностям оно гораздо богаче всех ...

Убедительность в речи говорящего
Наша жизнь пронизана столкновениями потребностей и интересов вступающих в контакты личностей. Во время деловых переговоров, бесед с официальными лицами, диалогов в системах: «учитель - обучаемый », «продавец- клиент », «родители- дети», « ...

Характеристика процессов памяти
Запоминание (запечатление в сознании человека полученной информации, которая является необходимым условием обогащения опыта человека новыми знаниями и формами поведения), сохранение (удержание в памяти полученных знаний в течение относите ...