Модель группового взаимодействия и этические принципы социального группового работника

Статьи по психологии » Психосоциальная работа с группой » Модель группового взаимодействия и этические принципы социального группового работника

Эта модель включает в себя исторически сложившиеся техники и подходы к групповой работе, вербальные и невербальные коммуникации, игровые принципы взаимодействия. Потребности клиентов и задачи групповой работы образуют единое пространство для взаимодействий. Спонтанность и планирование – две доминанты групповой работы. Действия, разворачивающиеся по принципу «здесь и теперь», дают возможность клиентам получить опыт взаимодействия, который может быть актуализирован в дальнейших взаимодействиях. Группа не имеет ограничений по своему развитию и выдвижению инициатив как взаимодействия, так и расширения компетенций и полномочий.

Социальный работник имеет репертуар ролевых взаимодействий от «помощника» до «учителя», в зависимости от оценки потребностей группы, межгруппового взаимодействия, ситуации. В своей деятельности он должен проявлять определенную меру сочувствия, быть естественным, профессиональным, не директивным. Как и в индивидуальной работе, отношения, которые складываются как между клиентами в группе, так и между социальным работником и клиентом, рассматриваются как терапевтические. Большую роль в этом играют идентификации между клиентами и социальным работником. Это достигается за счет неформального общения, уменьшения социальной дистанции, доверия.

Социальный работник несет ответственность за оказание помощи. Он имеет дело с чувствами людей, экзистенциальными ценностями, рассматривает их как законные компоненты интер-акционального процесса. Социальный работник выполняет функции власти в рамках концепции полномочий, осуществляет контроль за развитием группы и реализацией поставленных целей и задач, однако он не ограничивает группу в автономном развитии, поддерживает ее независимость, разделяет с ней властные полномочия.

Идеология социальной работы с группой основывается на том утверждении, что человек может изменить трудную жизненную ситуацию, если ему оказывать содействие. В этом проявляется гуманистическая сущность социальной работы вообще и групповой практики в частности.

Социальная работа направлена на повышение индивидуального функционирования, в групповой работе реализацию этой потребности осуществляет межгрупповое взаимодействие, в основе которого лежат следующие принципы: признание уникальности клиента в межгрупповом взаимодействии; признание разнообразия групп как видов человеческого сообщества; принятие индивида с его уникальными возможностями, способностями, слабостями и своеобразием; утверждение целенаправленных взаимодействий между членами группы и социальным работником; поддержка и предоставление полезных контактов всем членам группы; модификация группового процесса в контексте изменения групповых задач; поддержка каждого члена группы, предоставление ему возможности для реализации и актуализации своих потребностей; предоставление каждому члену группы возможности участвовать в групповом процессе, решая свои индивидуальные проблемы; создание условий членам группы для получения нового опыта социальных отношений; разумное использование ограничений, оценивание индивида и его ситуации в групповом взаимодействии; целенаправленное использование программы работы с группой с целью достижения поставленных задач; проявление теплых и дружеских отношений со стороны социального работника ко всем членам группы.

Немаловажным составляющим элементом в групповой работе является процесс урегулирования отношений. Содержание групповой работы включает в себя использование определенного накопленного опыта, возможностей творческого индивидуального роста, поэтому процесс урегулирования рассматривается в групповой работе как способ достижения поставленных целей, завершающий этап в работе с группой.

Похожие публикации:

Общение ведущий вид деятельности малыша
Жизнь младенца целиком зависит от взрослого. Взрослый удовлетворяет органические потребности ребенка - кормит, купает, переворачивает его с одной стороны на другую. Взрослый удовлетворяет и растущую потребность в разнообразных впечатления ...

Современные взгляды на место этики в деловом общении
Это противоречие между этикой и бизнесом, должным и сущим весьма остро проявляется и сегодня в деловом общении, причем на самых разных его уровнях: как между организацией и социальной средой, так и внутри самой организации. Между управляю ...

Семья и психологическая совместимость супругов как объект изучения в социальной психологии
Семья как элементарная единица общественной структуры давно стала объектом исследователей научных дисциплин. Еще в конце XIX века были опубликованы первые научные труды, посвященные историческому анализу возникновения института семьи. В н ...