Общение со сверстниками и субкультура

Статьи по психологии » Роль общения в развитии личности подростка » Общение со сверстниками и субкультура

Страница 2

Обособленные группы сверстников в подростковом возрасте становятся более устойчивыми, отношения в них между детьми начинают подчиняться более строгим правилам. Сходство интересов и проблем, которые волнуют подростков, возможность открыто их обсуждать, не опасаясь быть осмеянным и находясь в равных отношениях с товарищами, - вот что делает атмосферу в таких группах более привлекательной для детей, чем сообщества взрослых людей. Наряду с непосредственным интересом друг к другу, который характерен для общения младших школьников, у подростков появляются два других вида отношений слабо или почти не представленные в ранние периоды их развития: товарищеские (начало подросткового возраста) и дружеские (конец подросткового возраста). В старшем подростковом возрасте у детей встречаются уже три разных вида взаимоотношений, отличающихся друг от друга по степени близости, содержанию и тем функциям, которые они выполняют в жизни.

Успехи в среде сверстников в отрочестве ценятся более всего. В подростковых объединениях в зависимости от общего уровня развития и воспитания стихийно формируются свои кодексы чести. Конечно, в целом нормы и правила заимствуются из отношений взрослых. Однако здесь пристально контролируется то, как каждый отстаивает свою честь, как осуществляются отношения с точки зрения равенства и свободы каждого. Здесь высоко ценятся верность, честность и караются предательство, измена, нарушение данного слова, эгоизм, жадность и т.п.

В чем же причина стремления подростков к неформальным группам? С одной стороны, принадлежность к группе дает поддержку еще довольно слабому «Я» подростка, заменяя его сильным «Мы». Таким образом, подросток ощущает иллюзию собственной силы. С другой стороны, она дает ему иллюзию свободы. Подростки, принадлежащие к подобным организациям, считают себя исключительно свободными людьми, независимыми от родителей и общества. Однако в реальности группами руководят сильные лидеры, стремящиеся подавить всех остальных членов. В связи с вопросом о неформальных группах необходимо рассмотреть и принадлежность к определенной неформальной группе. Так, сравнительное исследование уровня физической агрессивности последователей панк-рока («панков») и хип-хопа («реперы») показало, что у «реперов» он существенно выше, чем у «панков». И это понятно, так как панк-культура проповедует философию ненасилия, как в психическом, так и в физическом смысле. В целом, пока не ясно, что первично: личностные особенности или влияние неформальной группы, т.е. группа ли влияет на формирование личностных характеристик или же подростки с определенными характеристиками выбирают определенные группы, но принимать во внимание такую связь необходимо.

Далее обратимся к проблеме пространственной среды, в которой осуществляется общение подростков, - подростковой субкультуре. Существуют различные бытовые и научные точки зрения в отношении функций, социальной значимости подростковой субкультуры, ее роли в образовании асоциальных объединений. В неформальных подростковых объединениях формируется своеобразный сленг (англ. slang) или арго (фр.-Argo) - слова или выражения, употребляемые определенными возрастными группами, социальными прослойками. Речь подростков может быть сплошь сленговая, но может иметь в обороте 5-7 сленговых слов. Главное, что эти слова присутствуют в группе, являются ее достоянием, они преступают нормы обыденной этики, освобождают от нормативной пристойности и дают ощущение раскрепощения в диалоге. Подростки пользуются сленгом в классе, в спортивных группах, во дворах домов, а также в диффузных неформальных объединениях под сленговыми названиями (панки, металлисты, хиппи, фашисты и т.д.)

Современные подростки, не имея возможности осуществить антиповедение в социально приемлемых формах, проявляют его в повседневной жизни через использование матерной брани и других форм поведения, включающих, как правило, агрессивные действия.

Можно предположить, что через антиповедение осуществляется знакомство подростков с темной стороной своей личности, «тенью», что необходимо для достижения личностной целости. Однако подростковая субкультура не только способствует личностному развитию подростков, ее значение намного больше. Частичное отрицание, разрушение культурных норм и ценностей предупреждает культурную стагнацию, обеспечивает культурный прогресс общества в целом. Поэтому следует допустить некоторую ассоциативность подростковой субкультуры, тем более что чаще всего она носит временный характер, хотя, безусловно, в некоторых случаях может стать источником стойкого асоциального поведения. Но случаи эти определяются не самой культурой, а, прежде всего атмосферой семьи подростка и его личностными характеристиками[10, c. 34-38].

Страницы: 1 2 3

Похожие публикации:

Психологическая диагностика познавательных процессов и уровня их развития у детей на начальном этапе обучения
Особенности диагностики познавательных процессов у младших школьников в том, что дети существенно различаясь по по интеллектуальному, моральному, межперсональному развитию, могут по-разному, реагировать на одни и те же инструкции и психод ...

Психологические аспекты проблемы наказания и исправления преступников
С позиций психологической науки рассмотрение феномена наказания в трехракурсном плане (покарание и исправление преступников, профилактирование совершения новых преступлений) обосновывается спецификой психологических закономерностей и меха ...

Понятие и сущность самосознания личности
В настоящее время не существует общепринятого мнения о том, какой подход следует применять к изучению личности для объяснения основных аспектов поведения человека. На данной стадии развития психологии сосуществуют различные альтернативные ...