Система гражданской авиации всегда находится под пристальным вниманием как представителей различных криминальных структур с одной стороны, так и служб безопасности аэропорта с другой. Как часть транспортной инфраструктуры, аэропорт может использоваться криминалитетом как транзитный пункт для контрабанды, или же как возможность исчезнуть из поля зрения правоохранительных органов.
Внимание террористических организаций к авиации обусловлено другими причинами – любой удавшийся террористический акт сразу получает большой общественный резонанс и неизменно сопровождается большим количеством жертв. С такой своеобразной «трибуны» террористам становится проще диктовать свои требования и всячески привлекать к себе внимание общественности.
Авторский коллектив под руководством Ю. Мосеева в своем курсе лекций «Авиационная безопасность» (1999) выделяет следующие предпосылки терроризма:
· Захват и угон ВС (воздушное судно) преступник расценивает как крайне результативное средство воздействия на какой-либо объект.
· Опасные действия на ВС не требуют обязательного наличия специальной подготовки и/или технических средств.
· Опасные действия на ВС может совершить один террорист или же небольшая группа.
· ВС представляет собой объект очень большой материальной ценности, который владелец не может просто так потерять.
· При трагедии на ВС погибает большое количество людей, и террорист имеет шанс остаться анонимным, если это входит в его цели.
Американский профессор Маккензи Ора, руководитель программы «Терроризм и авиация», существующей в рамках Всемирного фонда авиационной безопасности считает, что «это война, которую невозможно выиграть, но нельзя проиграть». [ цит. по 35, с 21]
Также, авторами выделяются некоторые тенденции угроз авиационной безопасности:
· Характер авиационной отрасли транспорта дает возможность совершать опасные действия, не находясь в непосредственной близости от объекта воздействия.
· Сейчас террористические группы стали значительно лучше подготовлены техническом плане, а также хорошо организованы.
Очевидно, что правоохранительные органы должны обеспечивать эффективные методы противодействия криминальной угрозе безопасности. В данной дипломной работе внимание будет уделяться психологической службе безопасности аэропорта и её компетенциям, поскольку вопросы, например, проверки подлинности документов, касаются психологии только косвенно.
В данном конкретном случае психолога службы безопасности будет интересовать поведение пассажира при проверке документов. Внешние наблюдаемые признаки, которые мы рассмотри позже, помогут создать целостную картину в отношении пассажира и принять решение о потенциальной опасности пассажира аэропорта.
Также большое значение имеет поведение человека, который пытается пронести на борт ВС какие-либо запрещенные предметы/вещества. Такие акты незаконного вмешательства возможно обнаружить и предотвратить с помощью знания психологии потенциально опасного пассажира.
Вообще, данное понятие является специфическим для служб безопасности транспортной сферы и нуждается в конкретном определении. Данный раздел и призван раскрыть содержание данного термина.
Профайлинг.
Само определение потенциально опасного пассажира восходит к концепции т.н. профайлинга – метода противодействию актам незаконного вмешательства посредством психологических методов. Профайлинг – это основной инструмент психологической службы безопасности аэропорта, нуждающийся в пристальном рассмотрении.
Похожие публикации:
Общество и литература
Обострение и выдвижение на первый план в середине XX столетия гендерной проблематики связанно со смешениями и смещением традиционных гендерных представлений: «биологизация» темы любви в искусстве, феминизация мужчин и маскулинизация женщи ...
Виды имиджформирующей информации
Имидж человека формируется на основе имиджформирующей информации. Однако возможен такой вариант формирования имиджа, когда имиджформирующая информация отсутствует (речь идет об априорном мнении).
По характеру получения другими людьми выд ...
Классический бихевиоризм Д. Уотсона
Теоретическим лидером бихевиоризма стал Джон Браадус Уотсон (1878-1958). Его научная биография поучительна в том плане, что показывает, как в становлении отдельного исследователя отражаются влияния, определившие развитие основных идей нап ...
Навигация