Система гражданской авиации всегда находится под пристальным вниманием как представителей различных криминальных структур с одной стороны, так и служб безопасности аэропорта с другой. Как часть транспортной инфраструктуры, аэропорт может использоваться криминалитетом как транзитный пункт для контрабанды, или же как возможность исчезнуть из поля зрения правоохранительных органов.
Внимание террористических организаций к авиации обусловлено другими причинами – любой удавшийся террористический акт сразу получает большой общественный резонанс и неизменно сопровождается большим количеством жертв. С такой своеобразной «трибуны» террористам становится проще диктовать свои требования и всячески привлекать к себе внимание общественности.
Авторский коллектив под руководством Ю. Мосеева в своем курсе лекций «Авиационная безопасность» (1999) выделяет следующие предпосылки терроризма:
· Захват и угон ВС (воздушное судно) преступник расценивает как крайне результативное средство воздействия на какой-либо объект.
· Опасные действия на ВС не требуют обязательного наличия специальной подготовки и/или технических средств.
· Опасные действия на ВС может совершить один террорист или же небольшая группа.
· ВС представляет собой объект очень большой материальной ценности, который владелец не может просто так потерять.
· При трагедии на ВС погибает большое количество людей, и террорист имеет шанс остаться анонимным, если это входит в его цели.
Американский профессор Маккензи Ора, руководитель программы «Терроризм и авиация», существующей в рамках Всемирного фонда авиационной безопасности считает, что «это война, которую невозможно выиграть, но нельзя проиграть». [ цит. по 35, с 21]
Также, авторами выделяются некоторые тенденции угроз авиационной безопасности:
· Характер авиационной отрасли транспорта дает возможность совершать опасные действия, не находясь в непосредственной близости от объекта воздействия.
· Сейчас террористические группы стали значительно лучше подготовлены техническом плане, а также хорошо организованы.
Очевидно, что правоохранительные органы должны обеспечивать эффективные методы противодействия криминальной угрозе безопасности. В данной дипломной работе внимание будет уделяться психологической службе безопасности аэропорта и её компетенциям, поскольку вопросы, например, проверки подлинности документов, касаются психологии только косвенно.
В данном конкретном случае психолога службы безопасности будет интересовать поведение пассажира при проверке документов. Внешние наблюдаемые признаки, которые мы рассмотри позже, помогут создать целостную картину в отношении пассажира и принять решение о потенциальной опасности пассажира аэропорта.
Также большое значение имеет поведение человека, который пытается пронести на борт ВС какие-либо запрещенные предметы/вещества. Такие акты незаконного вмешательства возможно обнаружить и предотвратить с помощью знания психологии потенциально опасного пассажира.
Вообще, данное понятие является специфическим для служб безопасности транспортной сферы и нуждается в конкретном определении. Данный раздел и призван раскрыть содержание данного термина.
Профайлинг.
Само определение потенциально опасного пассажира восходит к концепции т.н. профайлинга – метода противодействию актам незаконного вмешательства посредством психологических методов. Профайлинг – это основной инструмент психологической службы безопасности аэропорта, нуждающийся в пристальном рассмотрении.
Похожие публикации:
Адаптация, понятие и структура
Адаптивная потребность – это такое состояние личности, когда она испытывает нужду в познании новой среды и установлении с ней оптимальных, комфортных отношений. / «Дополнительное образование», 2003, № 5, с.13-16/
Понятие «адаптация» обоз ...
Когнитивные процессы
Уникальный вклад Салливана в разрешение проблемы роли познания в функционировании личности – выделение трех типов переживаний. Переживания, говорит он, могут быть прототаксическими, паратаксическими и синтаксическими. Прототаксический опы ...
Толерантность к нереалистическому опыту
Данный когнитивный стиль обнаруживает себя в ситуациях, для которых характерна неопределенность, двусмысленность. Толерантность к нереалистическому опыту предполагает возможность принятия впечатлений, не соответствующих или даже противоре ...
Навигация