В факторных теориях личности рассматривается как состоящая из стабильных внутренних факторов, обусловливающих индивидуальные различия. В этой теоретической рамке работали Оллпорт, Айзенк, Кэттелл, Р. Норман, Л. Голдберг.
Создание пятифакторной модели личности, как и работы упомянутых авторов, базировались на лексическом подходе: выделении критериев для описания личности из анализа естественного языка и последующей научной таксономизации. Типичная процедура исследования в рамках данной модели выглядит так. Подготовленные эксперты выделяют в словаре прилагательные, которые описывают индивидуальные различия в поведении. Затем выбираются понятия по критерию релевантности, употребимости, естественности и классифицируются по категориям личностных качеств, структура черт подвергается тщательному анализу. Для получения окончательной таксономической структуры проводится факторный и кластерный анализ данных исследований, построенных как процедура оценивания и самооценки.
В результате проведенной работы выделились пять факторов, обнаруживших устойчивость на разных выборках, в т.ч. и в разных социокультурных условиях. Предложенная на основе исследований П. Коста и Р. Мак-Кра структура личности, в 1961 г. получила название Big Five (Большая пятерка). Она состоит из следующих измерений (в скобках приводятся прилагательные, получившие наибольшие нагрузки по факторам):
1. Экстраверсия-интроверсия (общительный, ассертивный, энергичный, активный).
2. Уживчивость (добродушный, сотрудничающий, доверяющий).
3.Конформность (добросовестный, ответственный, дисциплинированный).
4. Эмоциональная стабильность (спокойный, не невротичный, не подавленный).
5. Открытость (интеллект., блестящий, независимо мыслящий).
На основе пятифакторной модели личности разработан личностный опросник NEO PI-R. В настоящее время наиболее дискутируемыми вопросами является воспроизводимость полученных измерений, выяснение причин их универсальности, количество факторов и их содержание, необходимость выделения категорий среднего уровня. Проблема состоит в том, что полученные факторы могут отражать не структуру личности, а быть результатом метода. На это указывает сходство факторов с измерениями семантического дифференциала.
Пятифакторная модель личности, основанная на психометрическом подходе и включающая следующие 5 факторов
Пятифакторная структура личности
Название фактора |
Положительный полюс |
Отрицательный полюс |
1. Экстраверсия |
Общительность, напористость, высокая активность |
Спокойствие, пассивность, сдержанность |
2. Доброжелательность |
Доброта, доверчивость, теплота |
Враждебность, эгоизм, недоверчивость |
3. Добросовестность |
Организованность, основательность, надежность |
Беззаботность, небрежность, ненадежность |
4. Эмоциональная стабильность |
Устойчивость, уравновешенность |
Нервозность, раздражительность |
5. Интеллектуальность |
Любознательность, вдохновенность, креативность |
Узость интересов, заурядность, ограниченность |
Похожие публикации:
Психологические проблемы изучения личности осужденных и динамики их
психических состояний в процессе отбывания наказания
Лишение свободы и помещение в исправительное учреждение (ИУ) – это всегда крах жизненных планов человека и резкая смена его образа жизни. Возникающие в связи с этим негативные психические состояния и поведенческие проявления, которые в ли ...
Современные исследования ценностных ориентаций
Каждый живущий человек обладает индивидуальным, присущим только ему набором ценностных ориентаций. Ценностные ориентации являются важнейшим регулятором поведения человека в обществе, определяют его отношение к себе, к окружающим людям, к ...
Восприятие величины предмета детьми с нарушениями слуха
Особенности константности восприятия величины предметов у детей с нарушениями слуха. У детей с нарушением слуха по данным исследованиям Э.С. Бейн (1940), константность восприятия величины предметов уже ясно выражена в младшем школьном воз ...
Навигация