Психология в оперативно-розыскной деятельности

Страница 1

В Федеральном законе “Об оперативно-розыскной деятельности” от 12 августа 1995 года основными задачами данного вида деятельности считаются:

выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц их подготавливающих, совершающих или совершивших;

осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыск пропавших без вести;

добывание информации о событиях или действиях создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

Учитывая, что оперативно-розыскная деятельность (ОРД), основывающаяся на конституционных принципах законности, уважении прав и свобод человека и гражданина, может осуществляться конспиративно, на основе гласных и негласных методов и средств, которые нацелены на преодоление сопротивления преступных групп и разрушение их преступных замыслов, то учет и применение здесь психологической науки крайне важно при реализации большинства из 14 регламентированных Федеральным законом видов оперативно-розыскных мероприятий:

1) опроса граждан;

2) наведения справок;

3) сбора образцов для сравнительного исследования;

4) проверочной закупки;

5) исследования предметов и документов;

6) наблюдения;

7) отождествления личности;

8) обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;

9) контроля почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;

10) прослушивания телефонных разговоров;

11) снятия информации с технических каналов связи;

12) оперативного внедрения;

13) контролируемой поставки;

14) оперативного эксперимента.

Из приведенного перечня мероприятий видно, что, например, органы дознания должны использовать весьма специфичные в психологическом плане техники личного сыска, оперативного внедрения, контроля и противоборства, чтобы упреждать противоправную деятельность преступников.

В психологической структуре профессиональной деятельности оперативных работников ведущую роль играют познавательно-поисковая и коммуникативная подструктуры.

Наибольший интерес для юридического психолога представляет коммуникативная подструктура ОРД, в ней важную роль играет, прежде всего, компетентность в вопросах тактики установления психологического контакта и развития доверительных отношений с различными объектами их заинтересованности. Из-за того, что им часто приходится вести конспиративное общение, то уже само установление психологического контакта с объектами заинтересованности протекает по специфическим психологическим закономерностям и при значительной инициирующей активности оперативного сотрудника. Так, для успешного заведения знакомства оперативные работники обычно составляют тщательный план, в котором отражают личностные особенности объекта их интереса, детально продумывают предлог для знакомства, особенности речевого, неречевого и ролевого поведения. При этом именно последнее накладывает заметный отпечаток на все особенности конспиративного общения.

Оперативные работники, учитывая психологическую суть контекста взаимодействия с объектами заинтересованности, которая состоит в достижении взаимопонимания и снятии психологических барьеров при общении, всегда одновременно нацелены и на получение профессионального результата - значимой информации или совершения каких-либо действий, важных для успешного решения оперативно-служебных задач.

Психологические барьеры, затрудняющие установление контакта могут носить мотивационный, интеллектуальный, эмоциональный и волевой характер. В качестве мотивационных барьеров могут выступать: нежелание гражданина в данный момент вести с оперработником откровенный разговор, наличие предубежденного отношения к правоохранительным органам, боязнь мести со стороны преступного элемента и др.

Интеллектуальные барьеры могут быть вызваны ошибками неверного восприятия оперработником и гражданином друг друга, особенностями их мышления, речи, в целом противоположностью личностных стилей, различиями в уровне образования, осведомленности в тех или иных вопросах и т.д.

Эмоциональные барьеры могут быть обусловлены как отрицательными (астеническими) переживаниями и чувствами, которые испытывает оперработник к данному лицу, с которым необходимо установить контакт, так и эмоциональными состояниями объекта заинтересованности (подавленность, раздражительность, невыдержанность, агрессивность и пр.).

Волевые барьеры могут иметь место, когда, например, оперработник форсирует подчинение гражданина своей воле или гражданин не может заставить себя отказаться от установки либо от данного кому-либо обещания не вступать в контакт с сотрудниками правоохранительных органов.

Страницы: 1 2

Похожие публикации:

Характеристика восприятия и его способностей. Классификация восприятий
На наши органы чувств всегда действует огромное количество раздражителен, причём значительная часть из них лежит выше порога. Таким образом, мы всегда имеем множество ощущений, отражающих отдельные свойства вещей. На основе этих ощущений ...

Роль ведущего канала восприятия в установлении взаимопонимания в деловом партнерстве
Деловое общение – это, прежде всего коммуникация, то есть обмен информацией, значимой для участников общения. Коммуникация должна быть эффективной, способствовать достижению целей участников общения. Любой руководитель (отдела, службы, ф ...

Психологическое понимание Эго-идентичности и сущностные отличия между Эго-психологией и психоанализом
Американский психолог Эрик Эриксон обосновал Я-концепцию через формат Эго-идентичности. Последняя является важным продуктом соответствующей культуры. Источник Эго-идентичности содержится в целостно значимом достижении человека. Отождествл ...