Психология в оперативно-розыскной деятельности

Страница 2

Преодоление указанных психологических барьеров в общении достигается за счет особой “психологической настройки" (“подстройки”) оперработника к личностным особенностям людей, с которыми он вступает в контакт, применения определенных психотехнических приемов и создания условий, оптимизирующих динамику профессионального общения.

Стремясь установить психологический контакт с объектом заинтересованности даже при неблагоприятных обстоятельствах, оперработники всегда пытаются, прежде всего, снять мотивационные барьеры и вызвать у партнеров по общению личный интерес к взаимодействию. В этой связи реализуются психотехнические приемы: “первичного накопления согласия”, “эмоционального включения собеседника в общение”, “демонстрации аттракции" (то есть, привлекательности для другого) и т. д[5].

В профессиональном общении задачей оперработников является не только обеспечение взаимной заинтересованности, но и установление доверительных взаимоотношений с партнером по взаимодействию. С позиции социальной психологии, доверительные отношения - это специфический способ социально-психологического обособления в некоторую общность “мы”, где осуществляется откровенный обмен значимыми для общающихся мыслями, которые раскрывают их глубинные, интимные стороны личности, так как существует уверенность партнеров в друг друге как в надежных и добросовестных людях.

С точки зрения юридических психологов, возникновение в оперативной работе доверительных отношений с объектом заинтересованности - это относительно устойчивое состояние взаимоотношений сотрудника с гражданином, который доверяет ему конфиденциальную информацию для решения оперативно-служебных задач. При этом конфиденциальная информация - это те сведения, которые до определенного времени не подлежат огласке.

В практике общения, реализуемого в целях ОРД, информацию часто получают путем ее выведывания у лиц, которые имеют криминальную направленность личности. В большинстве таких случаев успех напрямую зависит не только от умения устанавливать с объектом заинтересованности психологический контакт, но и осуществлять на них целенаправленные воздействия, в том числе как на сознательную, так и бессознательную сферу психики.

Существует два основных пути получения профессионально значимой информации:

а) словесно-репродуктивный - это побуждение объекта заинтересованности к непроизвольной вербальной репродукции (непроизвольным высказываниям) фактов, представляющих интерес для сотрудников правоохранительных органов;

б) моторно-репродуктивный - это побуждение объекта заинтересованности к непроизвольным невербальным реакциям и экспрессивным проявлениям, содержащим соответствующую информацию.

Страницы: 1 2 

Похожие публикации:

Структура и динамика ведущей деятельности в дошкольном возрасте
Ведущая деятельность в этот период - игра. Характер игры меняется вместе с развитием ребенка, она тоже проходит этапы. До трех лет игра представляет собой манипулирование предметами. Младенец, если он здоров, играет все свободное от сна ...

Психологическая готовность детей дошкольного возраста
Приходя в школу, ребенок попадает в не знакомый ему, новый мир, к которому он вынужден приспосабливаться. И от того, насколько ребенок готов к школе, зависит его адаптация и успешность в обучении. Осознание особенностей детей старшего дош ...

Практический путь развития души в учении киников
Школа Киников – последователи сократической философской школы, основанная учениками Сократа. Первоначально основатель школы киников – Антисфен Афинский. Изначально ученик софиста Георгия, который повлиял на философию Анистфена. Затем фил ...