Рассмотренные феномены тревожности и отчужденности диалектически между собой взаимосвязаны, а поэтому при низких регуляционных возможностях возникающие сначала асоциальные, а затем и антисоциальные установки и привычки не только не контролируются, но и могут становиться целеобразующими механизмами преступного поведения.
Антисоциальное поведение может быть обусловлено не только рассудочным отношением к действительности, но и неосознаваемыми компонентами психики. В первом случае налицо так называемые умышленные преступления, которые в зависимости от регуляционных особенностей можно подразделить на следующие 3 вида:
1) преступления целевые, где всегда имеются определенные личные интересы (материальная выгода, карьера, месть и др.);
2) преступления-самоцели, где сам процесс их совершения доставляет чувство удовлетворения преступнику(хулиганство, сексуальное насилие и др.);
3) преступления – средства достижения других целей, где налицо неправильное понимание групповых или общественных интересов (например, ущемление прав граждан должностными лицами, осуществляемое “для экономии” и т.п.)[6].
[1] Филонов Л.Б. Психологические способы изучения личности обвиняемого.
[2] Ситковская О.Д. Психология уголовной ответственности. М., 1998
[3] Романов В.В. Юридическая психология. М., 1998.
[4] Ратинов А.Р. Психологическое изучение личности преступника. М., 1982.
[5] Лысков Б.Д., Курбатова Т.Н. Основы юридической психологии. Л., 1986.
[6] Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследования преступлений. М., 1996.
Похожие публикации:
Проблема застенчивости глазами исследователей
В русской психологии застенчивость и стыд принципиально не отделялись друг от друга. Так, например, И. А. Сикорский, рассматривая высшие душевные состояния, выделял стыд следующим образом: «Главнейшие движения и жесты, вытекающие из стыда ...
Роль самооценки в развитии межличностных отношений
Изучение самооценки как особого образования самосознания личности во взаимосвязи с его социальным статусом представляется одним из актуальных направлений данного психического феномена. К настоящему времени накоплен большой эмпирический ма ...
Овладение ребенком звуковым строем речи
Усвоение ребёнком последовательности звуков в слове есть результат выработки системы условных связей. Ребёнок подражательным путем заимствует определённые звукосочетания из речи окружающих людей. При этом, осваивая язык, ребёнок осваивает ...
Навигация