Психологическая устойчивость

Страница 7

Дефицит уверенности проявляется в агрессивности или неуверенном поведении. Для агрессивного поведения характерна тенденция выражать свои мысли, чувства и желания в форме требований и приказов, обвинений и оскорблений; стремление перекладывать ответственность за свои действия на других, подавлять иные мнения и утверждать свою точку зрения как определяющую при решении проблем, делать выбор за других. Цель агрессивного поведения – принуждение и наказание. Неуверенное поведение чаще всего реализуется в форме пассивно-агрессивного поведения, которому свойственны:

- неумение или нежелание прямо выразить свои мысли и чувства

- непризнание ответственности за свои действия путем избегания выбора, предоставление этого права другим

- жертвование своими интересами при решении проблем

- боязнь задеть чужие интересы из-за внутренней, часто неосознаваемой убежденности во враждебности окружающего мира.

Кроме того, целью неуверенного поведения во многих случаях становится манипулирование, т.е. попытки скрыто управлять мыслями и чувствами окружающих и подчинять их интересы своим интересам. Неуверенность и агрессивность – не противоположные качества - это две разные формы проявления дефицита уверенности в себе. Эмпирические исследования показали, что пассивность и неуместная агрессивность связаны с тревогой и враждебной установкой по отношению к окружающим людям. Оба этих поведенческих паттерна негативно сказываются на психическом и физическом здоровье индивида, на благополучии и здоровье его семьи и другого близкого окружения. Психологически устойчивый человек способен удерживать баланс между силой собственного влияния и чувствительностью к влиянию со стороны. Вера в магические силы означает полное непринятие ответственности за себя, ожидание волшебных преображений и помощи магических сил в решении жизненных задач.

Доминантами активности в аспекте психологической устойчивости личности могут быть все виды активности: познавательная, деятельностная, коммуникативная. Каждая доминанта существует одновременно и как определенная направленность сознания. Можно выделить следующие виды направленности:

1.направленность на познание и самопознание. Она проявляется в готовности повышать свою психологическую компетентность, находить средства для самосовершенствования, обучаться приемам саморегуляции .

2.направленность на деятельность: трудовую, общественную, спортивную, поглощенность своим хобби. Достижения в различных видах деятельности – убедительное свидетельство успешности самореализации, они повышают самооценку и самоуважение. Состояние вдохновения производит саногенное влияние на многие сферы психики.

3.Интеракционная направленность – это направленность на межличностное взаимодействие или усиление социальных связей, социального влияния. Имеет два подвида: просоциальный (любовь, альтруизм, жертвенность, служение другим людям); асоциальный ( эгоизм, иждивенчество, манипуляция другим (-и) , властвование без ответственности за судьбы других) Рассмотренные виды направленности (установки) различаются по степени ответственности, которую личность принимает на себя, - ответственность за свои поступки и свою жизнь в целом, за свою судьбу, за собственную индивидуальность, уникальность, неповторимость.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Похожие публикации:

Развитие экспериментальной и дифференциальной психологии
От уровня теоретических представлений о предмете психологии следует отличать уровень конкретной эмпирической работы, где под власть эксперимента подпадал все более широкий круг явлений. Давним, с платоновских времен, “гостем” психологии я ...

Понятие социальной перцепции
Возникновение и успешное развитие межличностного общения возможно лишь в том случае, если между его участниками существует взаимопонимание. То, в какой мере люди отражают черты и чувства друг друга, воспринимают и понимают других, а через ...

Понятие «имидж», его содержание
Дословный перевод слова «имидж» – «изображение, подобие, мысленный образ, представление, символ». Отметим, что дословный перевод связывает содержание понятия с визуальной стороной восприятия человека. Слово «имидж» в русскоязычном общении ...