Психологическая устойчивость

Страница 4

- понимание, ощущение смысла жизни, осмысленность деятельности и поведения

- достаточно определенное осознание социальной принадлежности к определенной группе.

Отношения личности (в том числе к себе)

- оптимистическое, активное отношение к жизненной ситуации в целом

- философское (иногда ироничное) отношение к трудным ситуациям

- согласованность Я-воспринимаемого и Я-желаемого

- достаточно высокая самооценка

- уверенность, независимость в отношениях с другими людьми, отсутствие враждебности, доверие к другим

Когнитивная сфера :

- понимание жизненной ситуации и возможность ее прогнозирования

- рациональные суждения в интерпретации жизненной ситуации (отсутствие иррациональных суждений)

- адекватная оценка величины нагрузки и своих ресурсов

- структурированный опыт преодоления трудных ситуаций

Эмоциональная сфера:

- доминирование стеничных позитивных эмоций

- переживание успешности самореализации

- желаемое эмоциональное насыщение от межличностного взаимодействия, переживание чувства сплоченности, единства

Поведенческая (и деятельностная) сфера:

- поведенческая активность

- эффективная волевая регуляция

- использование эффективных способов преодоления трудностей

Коммуникативная сфера:

- открытое общение, принятие других такими, какие они есть (терпимость)

- устойчивые, удовлетворяющие индивида межличностные роли

- удовлетворяющий статус в группе и социуме

- выраженное чувство общности (в адлеровском смысле)

в этом списке перечислены положительные полюсы качеств и факторов. При благоприятном влиянии факторов (положительных полюсах качеств) доминирующее психическое состояние – резистентное, а доминирующее настроение – гармоничное (устойчивое, повышенное, оптимистичное). При неблагоприятном влиянии доминирующее состояние – состояние дезадаптации, стрессовое или депрессивное (апатия, уныние или высокое напряжение, тревога и т.д.) и дисгармоничное настроение (неустойчивое, сниженное, тревожное).

Например, если факторы социальной среды поддерживают самооценку, адаптивные потенциалы и энергетические ресурсы организма, способствуют самореализации, получению психологической поддержки, то все это в целом способствует возникновению гармоничного настроения и поддержанию состояния адаптированности. Если же факторы среды снижают самооценку адаптивные потенциалы и энергетические ресурсы организма, ограничивают самореализацию, лишают человека эмоциональной поддержки, то все это способствует возникновению дисгармоничного настроения и появлению состояния дезадаптированности.

Мы считаем, что непродуктивно рассматривать настроение как один из видов состояния. Настроение – относительно устойчивый компонент психических состояний, основное звено взаимосвязи структур личности с различными компонентами психических состояний (чувствами и эмоциями, переживаниями событий, происходящих в духовной, социальной и физической жизни личности, психическим и физическим тонусом индивида).

Перечисленные выше основные составляющие психологической устойчивости личности не охватывают весь базис психологической устойчивости. В ее поддержании так или иначе участвуют все сферы личности. На уровне темперамента особенностью, предрасполагающей к возникновению неустойчивости, является повышенная эмоциональность.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Похожие публикации:

Зарождение психологии как науки
В начале XIX века стали складываться новые подходы к психике. Отныне не механика, а физиология стимулировала рост психологических знаний. Английский историк и экономист Д. Милль (1773 – 1836) вернулся к представлению о том, что сознание ...

Особенности развития памяти у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста
Мир, в котором мы живем, непрестанно воздействует на человека многими своими сторонами, но только часть происходящего вокруг оказывается в сознании. В этом проявляется избирательный характер нашего подсознания. В указанных двух свойствах ...

Вербальные средства общения
Как бы ни были важны чувства, эмоции, отношения людей, но деловое общение предполагает не только и не столько передачу эмоциональных состояний сколько передачу информации. Содержание информации передается при помощи языка, т.е. принимает ...