Психологическая устойчивость

Страница 4

- понимание, ощущение смысла жизни, осмысленность деятельности и поведения

- достаточно определенное осознание социальной принадлежности к определенной группе.

Отношения личности (в том числе к себе)

- оптимистическое, активное отношение к жизненной ситуации в целом

- философское (иногда ироничное) отношение к трудным ситуациям

- согласованность Я-воспринимаемого и Я-желаемого

- достаточно высокая самооценка

- уверенность, независимость в отношениях с другими людьми, отсутствие враждебности, доверие к другим

Когнитивная сфера :

- понимание жизненной ситуации и возможность ее прогнозирования

- рациональные суждения в интерпретации жизненной ситуации (отсутствие иррациональных суждений)

- адекватная оценка величины нагрузки и своих ресурсов

- структурированный опыт преодоления трудных ситуаций

Эмоциональная сфера:

- доминирование стеничных позитивных эмоций

- переживание успешности самореализации

- желаемое эмоциональное насыщение от межличностного взаимодействия, переживание чувства сплоченности, единства

Поведенческая (и деятельностная) сфера:

- поведенческая активность

- эффективная волевая регуляция

- использование эффективных способов преодоления трудностей

Коммуникативная сфера:

- открытое общение, принятие других такими, какие они есть (терпимость)

- устойчивые, удовлетворяющие индивида межличностные роли

- удовлетворяющий статус в группе и социуме

- выраженное чувство общности (в адлеровском смысле)

в этом списке перечислены положительные полюсы качеств и факторов. При благоприятном влиянии факторов (положительных полюсах качеств) доминирующее психическое состояние – резистентное, а доминирующее настроение – гармоничное (устойчивое, повышенное, оптимистичное). При неблагоприятном влиянии доминирующее состояние – состояние дезадаптации, стрессовое или депрессивное (апатия, уныние или высокое напряжение, тревога и т.д.) и дисгармоничное настроение (неустойчивое, сниженное, тревожное).

Например, если факторы социальной среды поддерживают самооценку, адаптивные потенциалы и энергетические ресурсы организма, способствуют самореализации, получению психологической поддержки, то все это в целом способствует возникновению гармоничного настроения и поддержанию состояния адаптированности. Если же факторы среды снижают самооценку адаптивные потенциалы и энергетические ресурсы организма, ограничивают самореализацию, лишают человека эмоциональной поддержки, то все это способствует возникновению дисгармоничного настроения и появлению состояния дезадаптированности.

Мы считаем, что непродуктивно рассматривать настроение как один из видов состояния. Настроение – относительно устойчивый компонент психических состояний, основное звено взаимосвязи структур личности с различными компонентами психических состояний (чувствами и эмоциями, переживаниями событий, происходящих в духовной, социальной и физической жизни личности, психическим и физическим тонусом индивида).

Перечисленные выше основные составляющие психологической устойчивости личности не охватывают весь базис психологической устойчивости. В ее поддержании так или иначе участвуют все сферы личности. На уровне темперамента особенностью, предрасполагающей к возникновению неустойчивости, является повышенная эмоциональность.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Похожие публикации:

Ранние воспоминания как свидетельства жизнетворчества
А. Адлер отмечает, что формирование жизненных целей начинается в детстве как компенсация чувства неполноценности, неуверенности и беспомощности в мире взрослых. Жизненная цель формируется в раннем детстве под влиянием личного опыта, ценно ...

Первые высшие учебные заведения в России
В России, в границах ее современной территории, первыми наиболее известными академиями и высшими школами были Славяно Греко-Латинская Академия (1687) и Школа математических и навигационных наук (1701) в Москве; в Петербурге это Морская Ак ...

Особенности развития Я-концепции школьников во взаимосвязи с учебной успеваемостью
В школе, где ученики каждый день приобретают новый социально-культурный опыт, изменение Я-концепции становится закономерным явлением, ведь там детей каждый день беспрерывно оценивают учителя и одноклассники. Соответственно, их Я-концепция ...