Структура Я–концепции

Имея возможность убедиться, во многих психологических теориях Я–концепция является одним из центральных понятий. Вместе с тем до сих пор не существует не ее универсального определения, не единства в терминологии. Термины, которые одни авторы употребляют для обозначения ее отдельных аспектов. Чтобы внести ясность в эту ситуацию, предлагается схема (см. приложение), которая, с одной стороны, отражает структуру Я–концепции, а с другой стороны показывает терминологию.

Лучше всего представить Я–концепцию в виде иерархической структуры. На ее вершине располагается глобальная Я–концепция, включающая всевозможные грани индивидуального самосознания. Это – «поток сознания», о котором писал Джемс, или чувство собственной преемственности и неповторимости. Однако не следует забывать об условности такого различия, которое, в сущности, является лишь удобной семантической моделью. В реальной психической жизни эти элементы настолько слиты, что образуют единое, практически нерасторжимое целое. Я–концепцию можно рассмотреть как совокупность установок индивида, направленных на самого себя. Однако эти установки могут иметь разные ракурсы или модальности. Существует, по крайней мере три основные модальности самоустановок:

1. Реальное Я – установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, то есть с его представлениями о том, каков он на самом деле.

2. Зеркальное (социальное) Я – установки, связанные с представлениями индивида о том, как его видят другие.

3. Идеальное Я – установки, связанные с представлениями индивида о том, каким бы он хотел стать.

Большинство авторов при изучении Я–концепции учитывают эти модальные различия.

Становление личности включает в себя также становление относительно устойчивого образа «я» (иногда его называют «понятие я» или «Я–концепция») – сложное психологическое явление, которое не сводится к простому осознанию своих качеств или совокупности самооценок. Вопрос «кто я такой?» подразумевает не столько самоописание, сколько самоопределение: «Кем я могу и должен стать, каковы мои возможности и перспективы, что я сделал и еще могу сделать в жизни?» На этот вопрос трудно ответить объективно, потому что каждый человек, в зависимости от контекста и ситуации, видит, точнее, конструирует себя по-разному. Образ «я» – не просто отражение (в форме представления или понятия) каких-то объективно данных и не зависящих от степени своей осознанности свойств, а социальная установка, отношение личности к самой себе, включающее три взаимосвязанных компонента: познавательный – знание себя, представление о своих качествах и свойствах; эмоциональный – оценка этих качеств и связанное с ней самолюбие, самоуважение и тому подобные чувства и поведения.

Феноменалистический подход в понимании Я–концепции, развитый Роджерсом, основывается на следующих положениях:

- поведение зависит от ракурса индивидуального восприятия;

- этот ракурс по своей природе субъективен;

- восприятие индивида преломляется в феноменальном поле его сознания, центром которого является Я–концепция;

- Я–концепция – это одновременно и представление, и внутренняя сущность индивида, которая тяготеет к ценностям, имеющим культурное происхождения;

- соответственно Я–концепция регулирует поведение;

- Я–концепция обладает относительной стабильностью и обуславливает довольно устойчивые схемы поведения;

- расхождения между опытом индивида и его Я–концепцией нейтрализуются с помощью механизмов психологической защиты;

- главным побуждением всякого человека является стремление к самоактуализации.

Похожие публикации:

Проблема взаимосвязи когнитивных стилей
Итак, какова природа когнитивных стилей или (в иной формулировке) действительно ли стилевые свойства принципиально отличны от любых других индивидуальных особенностей интеллектуальной деятельности, в том числе различий в успешности интелл ...

Этапы развития психологической науки
Термин психология был введен немецкими схоластами Р. Гоклениусом и О. Кассманом в 1590 г. И окончательно утвердился после выхода в 1732 году книги «Рациональная психология» Х. Вольфа. Однако этому событию предшествовал огромный период ста ...

«Экстраверсия», «маскулинность», «стресс», «стрессоустойчивость и склонность к риску» как факторы влияющие на выбор спорта
Психологии известны два принципиально разных типа личности: экстраверты и интроверты. Впервые термин появляется в работе Карла Юнга (1921) Согласно Юнгу, экстраверсия проявляется в направленности либидо человека на внешний мир, в том, чт ...