Влияние уровня притязаний на характер самоактуализации личности

Статьи по психологии » Влияние уровня притязаний на характер самоактуализации личности

Актуальность проблемы исследования обусловлена тем, что в настоящее время всё большее количество специалистов из разных областей знания (педагоги, психологи, социальные работники) обращаются к проблеме самоактуализации личности. Под самоактуализацией в современной психологии понимается сознательная деятельность человека, направленная на максимально возможное раскрытие и использование своего потенциала на благо общества и самого себя. Осознание и развитие личностью своего собственного потенциала позволяет эффективно воплощать свои способности в личной и профессиональной жизни, ощущать удовольствие от собственных достижений.

Различные стороны самоактуализации личности рассматривались как в зарубежной (А. Маслоу, К. Роджерс, Франкл и др.), так и в отечественной психологии (К.А. Абульханова-Славская, Т.И. Артемьева, Е.И. Головаха, Л.Я. Гозман, М.В. Кроз, Д.А. Леонтьев, и др.). В настоящее время активно исследуется специфика самоактуализации в профессиональной сфере (Н.Ф. Бачманова, Т.А. Верняева, Л.А. Коростылева), рассматриваются гендерные и возрастные особенности самоактуализации (Е.Е. Вахромов, И.С. Кон, Ю.А. Миславский). Несмотря на пристальное внимание к проблеме самоактуализации, появление новых подходов к ее решению, она остается слабо разработанной и оценивается как современная сверхсложная проблема.

Маслоу в своей последней работе «Дальние пределы человеческой психики», где он обобщил характеристики самоактуализации, отмечает, для самоактуализации необходим высокий уровень притязаний, стремление к максимальной реализации своих талантов и возможностей.

В наше время широких возможностей далеко не все используют выпадающие им шансы, немногие развивают свои способности, воплощают в реальность свои проекты и мечты. Важнейшими составляющими личностной активности являются притязания, которые непосредственно связаны с целеполаганием, так как, ставя перед собой какие-либо цели, мы предполагаем определенный результат при их достижении. От характера уровня притязаний зависит успешность самореализации в учебе и труде, высота и реалистичность целей, которые человек ставит перед собой, стратегия достижения этих целей.

Многочисленными исследованиями в зарубежной и отечественной психологической науке продемонстрировано значительное влияние, оказываемое на самосознание, самоотношение, отношение к деятельности и на сами мотивы, особенностями уровня притязаний, ценностных ориентаций (К.А. Абульханова-Славская, В.Г. Асеев, Н.А. Батурин, Л.И. Божович, А.А. Бодалев, Л.В. Бороздина, В.К. Гербачевский, И.С. Кон, К. Леонгард, X. Хекхаузен, Ф. Хоппе и др.).

В проблеме исследования притязаний существует ряд противоречий, а накопленный эмпирический материал разнороден, наблюдается недостаток исследований, посвященных механизмам влияния уровня притязаний на личностные характеристики.

В связи с тем, что проблема связи уровня притязаний и самоактуализации личности недостаточно рассмотрена в теоретическом плане и экспериментально не изучены особенности самоактуализации при разных уровнях притязаний, считаем данное исследование актуальным.

Похожие публикации:

Организационные формы обучения в ВУЗе
Если иметь в виду особенности организации обучения на макроуровне, то выделяются следующие его формы. Очная форма обучения (иногда ее называют дневной, но такое привязывание обучения ко времени суток становится все менее оправданным). Об ...

Убеждающее условие в процессе делового общения
Для достижения наилучшего результата следует создать для убеждаемого условия, при которых он мог бы признать правоту убеждающего, сохранив свое «лицо». Поскольку большинство возражений являются по существу вопросами, то вполне естественно ...

Отклоняющееся поведение
Отклоняющееся поведение – это система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Основные виды девиантного поведения – преступность и уголовно не наказуемое (непротивоправное) ам ...