Заключение

Страница 1

В данной работе мы изучали влияние уровня притязаний на характер самоактуализации личности.

В ходе анализа теоретических положений по проблеме исследования мы установили, что самоактуализацию можно определить как процесс саморазвития личности, ее личностного роста «изнутри», как процесс становления человека субъектом собственной жизнедеятельности, направленный на выстраивание стратегии жизни, на выстраивание иерархии ценностей, обретения смысла жизни. Актуализироваться – значит становиться действительным, фактически осуществлять свои потенциальные возможности.

Понятие самоактуализации рассматривается как процесс развертывания и созревания, изначально заложенных в организме и личности задатков, потенций, возможностей. А. Маслоу считал, что для самоактуализации необходим высокий уровень притязаний, стремление к максимальной реализации своих талантов и возможностей.

Под уровнем притязаний подразумевают стремления индивида к цели такой сложности, которой, по его мнению, соответствуют его способности, а также достижения в определённом виде действия, сфере общения, на которую рассчитывает человек при оценке своих возможностей.

На уровень притязаний оказывает влияние динамика успеха и неуспеха на жизненном пути, в конкретной деятельности. В связи с этим различают адекватные уровни притязаний (человек ставит перед собой те цели, которых реально может достичь, которые соответствуют его способностям и возможностям) и неадекватные, завышенные (претендует на то, чего не может достичь) или заниженные (выбирает легкие и упрощенные цели, хотя способен на большее).

В эмпирической части работы мы проверяли гипотезу о наличии взаимосвязи между уровнем притязаний и характером самоактуализации на выборке студентов.

В ходе проведенного исследования нами было выявлено, что большинство студентов имеют низкий уровень притязаний. Эти студенты выбирают слишком легкие и простые цели, что может объясняться либо заниженной самооценкой, неверием в свои силы, «комплексом неполноценности», либо «социальной хитростью», когда, наряду с высокой самооценкой и самоуважением, человек избегает социальной активности и трудных, ответственных дел и целей.

В целом невысокий уровень притязаний, особенно в ситуации неуспеха характерен большинству студентам по данным различных исследователей.

Проведенное исследование характеристик самоактуализации показало, что у большинства студентов низкие значения, это говорит о высокой степени зависимости, конформности, несамостоятельности субъектов («извне направляемые» личности), внешнем локусе контроля, ориентации на конкретный промежуток времени, низкой осознанности своих потребностей и чувств, низкой степени гибкости субъектов в реализации своих ценностей в поведении, взаимодействии с окружающими людьми, отсутствии способности быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию.

Сопоставив данные исследования уровня притязаний и самоактуализации, мы установили, что студентам с высоким уровнем притязаний характерны высокие показатели самоактуализации. Это студенты, стремящиеся к улучшению своих достижений, к самосовершенствованию, к решению все более и более сложных задач, к достижению трудных целей, они живут настоящим, но при этом ощущают неразрывность прошлого, настоящего и будущего, то есть видят свою жизнь целостной. Эти студенты относительно независимы в своих поступках, стремятся руководствоваться в жизни собственными целями, убеждениями, установками и принципами, они свободны в выборе, не подвержены внешнему влиянию, гибки в реализации своих ценностей в поведении, обладают высокой саморегуляцией и рефлексией, способны естественно и раскованно, демонстрировать окружающим свои эмоции, принимают свое раздражение, гнев и агрессивность как естественное проявление человеческой природы, при этом способны к быстрому установлению глубоких и тесных контактов с людьми, стремятся к приобретению знаний об окружающем мире и творчеству.

Страницы: 1 2

Похожие публикации:

Развитие теории самоактуализации в зарубежной и отечественной психологии
Теория самоактуализации является ключевым системообразующим элементом гуманистического направления в психологии. Взгляды на феномен и природу самоактуализации, особенности её проявления в жизни и деятельности человека практически совпадаю ...

Американская программа обучения навыкам повседневной жизни детей со сложным сенсорным дефектом
Не так давно мы получили возможность познакомиться с содержанием курсов по привитию навыков повседневной жизни, основам научных знаний и жестовому языку для обучечения слепоглухих детей, которые разработаны в знаменитом Институте слепых П ...

Гештальт психология
Гештальт психология - (нем. gestalt — целостная форма или структура) начала развиваться в Германии в начале XX столетия. Гештальт-терапия, основные идеи и методы которого разработал Ф.Перлз [34], основывается на способности психики к само ...