Роль ведущего канала восприятия в установлении взаимопонимания в деловом партнерстве

Статьи по психологии » Восприятие и понимание подчиненными руководителя » Роль ведущего канала восприятия в установлении взаимопонимания в деловом партнерстве

Страница 1

Деловое общение – это, прежде всего коммуникация, то есть обмен информацией, значимой для участников общения. Коммуникация должна быть эффективной, способствовать достижению целей участников общения.

Любой руководитель (отдела, службы, фирмы) повседневно выполняет функцию управления.

Каждый человек способен принимать и перерабатывать информацию, используя любой из каналов восприятия. Визуалы воспринимают информацию, которую видят, а аудиалы – которую слышат, кинестетики – которую чувствуют. Но при этом, как показано в теории нейролингвистического программирования, используется только какой-то один из каналов. Поэтому при установлении взаимопонимания в деловом партнерстве необходимо это учитывать.

Если у руководителя ведущий канал восприятия визуальный, то он, конечно же, будет воспринимать информацию через картинки, образы, тексты. Представим такую ситуацию: идет набор сотрудников в новую фирму. Соответственно проходит собеседование. У руководителя данной фирмы ведущий канал восприятия – визуальный. А у будущего сотрудника ведущий канал – аудиальный. Он много говорит, предлагает новые приемы по успешному развитию фирмы. Казалось бы, что сотрудник во всем подходит фирме, но стоит забывать о том, что руководитель визуалист и для него важно то, чтобы предложенные идеи были не на словах, а в каком-либо виде (будь это таблицы или какие-нибудь схемы). Но это не было представлено будущим сотрудником, поэтому вероятность того, что этот сотрудник будет взят на работу, минимальна. Общаясь с человеком визуального типа, вряд ли стоит полагаться на стройную аргументацию. А вот несколько карандашных штрихов и выражения вроде «представьте себе», «взгляните на проблему с другой стороны» и т.п. могут иметь успех.

А теперь рассмотрим туже ситуацию только наоборот: подчиненный – визуалист, руководитель – аудиалист. Руководитель на словах объясняет своему сотруднику о том, как улучшить производительность фирмы, какие задачи необходимо для этого решить. Визуалист воспримет лишь часть сказанной информации. Для него необходима информация в виде схем, таблиц, картинок, или та же самая информация, но на бумаге.

Если руководитель – аудиалист. Например, проводится собрание в организации или фирме. Подводятся итоги месяца. Один из сотрудников выступает перед аудиторией. На слайдах он показывает схемы и диаграммы, показывающие результаты работы организации. Но при этом сотрудник произносит нечеткие и мало доступные фразы. А так как руководитель – аудиалист, то ему неважно, то, что представлено на слайдах. Ему более важно то, как произносится информация, с какой интонацией и с каким тембром. Тем самым сотрудник мало был заинтересован своим руководителем.

Если руководитель – кинестетик. Для руководителей этого типа четко отлаженная интонация голоса или представленные изображения в виде схем, таблиц, диаграмм не играют роли. Человек с таким каналом восприятия не успокоится до тех пор, пока «не прощупает» все то, о чем идет речь. Поэтому для сотрудников важно это учитывать. Допустим чтобы заинтересовать какой-то новой идеей руководителя с таким каналом нужно чтобы он смог ее почувствовать, ощутить, принять свое непосредственное участие в разработке новой идеи.

Использование информации о ведущих каналов восприятия отдельных членов в организации будет полезным при формировании групп или команд внутри организации для решения отдельных, конкретных задач. Например, если требования задачи концентрируются на преимущественном использовании одного вида канала восприятия (допустим визуальный), когда требуется разработка наружной рекламы компании или организации, то в группу следует включить специалистов у которых ведущий канал – визуальный. Если же требования задач не сконцентрированы относительного одного вида информации, то в группу можно включить специалистов с разными ведущими каналами.

Внутри компаний часто общаются по средствам связи, которые предполагают только один канал - вербальный. А поскольку при этом теряется довольно большое количество информации (по вербальному каналу передается лишь самая минимальная часть всей информации), возникает риск неправильного восприятия человека и информационного сообщения. Это может приводить к конфликтам и проблемам. Для решения этих проблем можно использовать разные способы, которые можно вносить в корпоративную жизнь компании - личное неформальное общение, совместный отдых коллектива, чтобы общение сотрудников не было ограничено только вербальным каналом, а задействовало и другие каналы восприятия.

Страницы: 1 2

Похожие публикации:

Классификация видов тревожности
Ч. Спилбергер выделяет два вида тревожности: - первая из них – это так называемая ситуативная тревожность, т. е. порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Данное состояние может, возникает у лю ...

Психологическая мысль в эпоху просвещения
Просвещение В этот век, как и в предшествующий, в Западной Европе шел процесс дальнейшего укрепления капиталистических отношений. Индустриальная революция в Англии превратила ее в могущественную державу. Глубокие политико-экономические и ...

Психология предварительного следствия
Расследование преступления представляет собой восстановление истинной картины события, имевшего место в прошлом, по имеющимся в настоящем прямым и косвенным признакам (вещественным доказательствам, психологическим следам, свидетельским по ...