Психологическая диагностика познавательных процессов и уровня их развития у детей на начальном этапе обучения

Статьи по психологии » Диагностика познавательных процессов и уровня их развития на начальном этапе обучения в школе » Психологическая диагностика познавательных процессов и уровня их развития у детей на начальном этапе обучения

Страница 1

Особенности диагностики познавательных процессов у младших школьников в том, что дети существенно различаясь по по интеллектуальному, моральному, межперсональному развитию, могут по-разному, реагировать на одни и те же инструкции и психодиагностические ситуации.

Поэтому прежде, чем применять ту или иную психодиагностическую методику к детям младшего школьного возраста, необходимо удостовериться в том, что она им интеллектуально доступна и не слишком проста для того, чтобы оценить реальный уровень психологического развития, достигнутый ребёнком.

Психодиагностика уровня развития познавательных процессов у детей на начальном этапе обучения должна решать следующие задачи:

1. выяснить, на каком уровне развития находятся познавательные психические процессы ребёнка и его личностное развитие;

2. выявить имеющиеся у него задатки и способности;

3. выяснить причины отставания ребёнка в учёбе;

4. выработка рекомендаций.

В работе с младшими школьниками наиболее актуальной является проблема внимания. Внимание - один из главных психологических процессов, от характеристики которого зависит успешность учебной деятельности ребенка. Многие проблемы, возникающие в учении, особенно в начальный его период, непосредственно связаны с недостатками в развитии внимания. Они могут быть устранены, если заранее известны индивидуальные особенности внимания ребенка и тот уровень, на котором оно находится в данный момент времени. Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, непосредственно определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте.

Определение объема внимания

Ребенку одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом он сам рисует эти точки в пустых клеточках в тех местах, где он видел эти точки на карточках.

«Таблицы Шульте»

Методика исследует переключение внимания ребенка.

Для проведения эксперимента нужно иметь пять таблиц с написанными на них в беспорядке числами от 1 до 25. На каждой таблице числа расположены по-разному.

«Корректурная проба»

Методика используется для определения объема внимания и его концентрации.

Ребенку предлагается текст, в котором нужно вычеркнуть заданные буквы за определенное время.

«Метод Пьерона-Рузера».

Используется для исследования концентрации внимания.

Суть метода в том, что детям дается образец, по которому нужно расставить знаки в таблице. Фиксируется количество ошибок и время.

Недостаточно развитое внимание отрицательно сказывается на памяти школьников. Память еще более многоаспектна, чем его внимание, и с помощью одной или двух методических проб, одного или двух частных показателей удовлетворительно оценить ее практически невозможно.

Память ребенка младшего школьного возраста должна оцениваться не в целом, а дифференцированно, по отдельным показателям, и по каждому из них необходимо делать о памяти ребенка независимое заключение. Что же касается общих выводов о состоянии мнемических процессов у ребенка, то они имеют условное значение и только в общем характеризуют то, в какой степени развитой является его память.

Определение объема кратковременной зрительной памяти

Ребенку поочередно предлагают каждый из следующих двух рисунков (рис. 1 А, Б). После предъявления каждой части рисунка, А и Б, ребенок получает трафаретную рамку (рис. 2 А, Б) с просьбой нарисовать на ней все линии, которые он видел и запомнил на каждой части. По результатам двух опытов устанавливается среднее количество линий, которое он воспроизвел по памяти правильно.

Полученный показатель, равный числу правильно воспроизведенных линий, рассматривается как объем зрительной памяти.

Оценка оперативной зрительной памяти

Ребенку последовательно, на 15 сек. каждая, предлагаются карточки-задания, представленные в виде шести по-разному заштрихованных треугольников. После просмотра очередной карточки она убирается и вместо нее предлагается матрица, включающая 24 разных треугольника, среди которых находятся и те шесть треугольников, которые ребенок только что видел на отдельной карточке. Задание заключается в том, чтобы отыскать и правильно указать в матрице все шесть изображенных на отдельной карточке треугольников.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие публикации:

«Полезное самоуспокоение»
Главный практический вывод, вытекающий из теории Фестингера, состоит в том, что любой психологический элемент субъекта может быть изменен: подвергая сомнению то, что человек думает о самом себе, можно вызвать изменения в его поведении, а ...

Проблема педагогического мастерства
В определенном смысле преподаватель является центральной фигурой в вузе, ему принадлежит и стратегическая роль в развитии личности студента в ходе профессиональной подготовки. Огромный потенциал взаимодействия преподавателя и студента дл ...

Переговоры
Из всех способов преодоления противоборства сторон переговоры между ними являются наиболее эффективным. Для них характерно то, что стороны пытаются добиться хотя бы части желаемого, пойти на определенные компромиссы. Для того чтобы перего ...