Внешность и ее влияние на развитие Я-концепции

Страница 1

Я-концепция

– это система обобщенных и относительно устойчивых представленный и переживаний человека, предметом которых является он сам.

Весомым источником развития самопредставлений субъекта являются размеры и форма его тела.

Познание ребенком себя в младенческий период происходит преимущественно через самоощущение своей физической сущности. Поэтому самопознание сначала возникает в процессе телесных переживаний, которые имеют сенсомоторную природу. Сенсорное ощущение, подкрепленное моторикой, дает возможность сформировать представление об образе собственного тела, становится фундаментом для развития Я-концепции ребенка. А осознание себя как соответствующей физической сущности – это основа для дальнейшего формирования самооценки.

По мнению многих психологов, распространенной является идея, что у грудных детей нет Я-концепции, что они не выделяют себя среди других и не могут отличать Я и не-я, поскольку не знают, где заканчивается одно тело, а где начинается второе. Ведь для новорожденного мать является частью его самого, но постепенно они осознают собственное тело и убежденны, что оно существует независимо от внешнего мира и принадлежит лишь им. Этот процесс происходит при помощи самосравнения с другими людьми. В возрасте от 3 до 8 месяцев грудные дети познают свое тело, узнают, что имеют собственные руки и ноги, начинают ощущать настороженность относительно чужих. Это разрешает им выстраивать первые схемы «Я-другие». А с 18 до 30 месяцев дети узнают, к какому полу они принадлежат, что хорошо, а что плохо и т. д. Так первый этап самоосознания – это следствие самоизучения своего тела, движений и несовершенных фрагментарных и поверхностных раздумий о себе.

Для самоотторжения со своим телом грудной ребенок может кусать собственные или материнские пальцы, игрушку. Но в первом случае появляются болевые ощущения, а во втором он их не ощущает. Так, под потоком своих и чужих эмоций, случайных или целенаправленных действий возникает телесное Я и происходит процесс размежевания Я и не-я в жизни.

Дети до 2 лет узнают себя в зеркале, а в возрасте от 3,5 до 5 лет начинают различать свое физически-социальное Я, т.е. тело, которое видят люди и свою индивидуальную детскую роль. Дошкольникам в возрасте от 2,5 до 5 лет предлагали выполнить задачу на выявление того, что, по их мнению, могут видеть другие особы. Они, вместе с экспериментатором, садились за стол, на котором была кукла. По просьбе взрослого ребенок закрывал глаза, а экспериментатор говорил: «Вот твои глаза закрыты. Я тебя вижу? А куклу я вижу? Я вижу твою голову? А вижу ли я твою руку?». Дети, младше 3,5 лет, часто отвечали, что экспериментатор их не видит, а видит лишь куклу. Это свидетельствует о том, что в таком возрасте имеющийся у ребенка эгоцентризм не дает возможности придерживаться взгляда другой личности, а физически-социальное Я имеет размытый, нечеткий характер. В это время дети пяти лет давали утвердительный ответ на этот вопрос. С развитием социального Я они, воображая себя, не сомневались в том, что когда у них закрыты глаза, их видят.

Эгоцентризм - это невозможность или нежелание придерживаться взгляда другого человека; сосредоточение на себе.

Итак, строение тела может влиять на процесс формирования Я-концепции человека. Древнегреческий врач Гиппократ – первый, кто объединил физические характеристики тела с поведением. А вот немецкий психиатр и психолог Эрнест Кречмер и американский врач, а так же психолог Вильям Герберт Шелдон установили соответствие между типом личности и строением тела. Поэтому выделяют:

1) Ендоморфное

или пикничное

строение тела (склонность к полноте). Что ассоциируется с висцератоничнымтипом личности, которая отличается стремлением к комфорту, общению, хорошей пище

Страницы: 1 2

Похожие публикации:

Типы застенчивости
Категория застенчивых людей неоднородна. В нее входят особо застенчивые (испытывающие напряжение, неловкость, несвободу в большинстве социальных ситуаций; исключение составляют только ситуации общения с близкими, родными, друзьями или хор ...

Психосоциальные теории, модели и виды групповой работы
Основная теоретическая модель групповой работы была обоснована К. Папелл и Б. Ротман. В ее основе лежат теоретические подходы из эго-психологии, когнитивной теории и теории социального научения, ролевых теорий и теории коммуникации. Эго- ...

Характеристика восприятия и его способностей. Классификация восприятий
На наши органы чувств всегда действует огромное количество раздражителен, причём значительная часть из них лежит выше порога. Таким образом, мы всегда имеем множество ощущений, отражающих отдельные свойства вещей. На основе этих ощущений ...