В социальной психологии явление общение является одним из важнейших, поскольку порождает такие феномены, как обмен информацией, восприятие людьми друг друга, руководство и лидерство, сплоченность и конфликтность, симпатия и антипатия и т.д.
Отечественная психологическая наука имеет давние традиции относительно исследования категории «общение» и выявления ее специфически-психологического аспекта. Прежде принципиальным является вопрос взаимосвязи общения и деятельности.
Исходя из идеи единства общения и деятельности (Б. Ананьев, А. Леонтьев, С. Рубинштейн и др.), под общением понимается реальность человеческих отношений, которая предусматривает любые формы совместной деятельности людей. То есть любые формы общения принадлежащие к специфических форм совместной деятельности. К тому же люди не просто общаются в ходе выполнения ими определенных функций, но они всегда общаются во время соответствующей деятельности.
Г. Андреева считает, что целесообразным является широчайшее понимание связи деятельности и общения, когда общение рассматривается и как аспект совместной деятельности (поскольку сама деятельность не только труд, но и общение в процессе труда), и как ее своеобразный дериваты (от лат. derivatus производное от чего первичного).
Другими словами, общение целесообразно рассматривать в двух планах: как аспект совместной деятельности и как ее продукт.
Относительно другой позиции, когда категория «общения» может рассматриваться, как самостоятельная и сведена к деятельности (В. Знаковое, А. Реан и др.), процесс общения становится для человека не только средством, но и целью. Идею автономности и самоценности общения А. Реан и Я. Коломинский обосновывают:
- во-первых, теоретической концепцией о структуре фундаментальных потребностей человека (А. Маслоу), в которой общение является одной из основных потребностей (оно необходимо для того, чтобы разделить с другим человеком свое горе или радость, чтобы чувствовать себя человеком);
-во-вторых, с позиций субъект-субъектного подхода к общению (если деятельность связана с формулой «субъект - объект», то в общении никого из партнеров нельзя рассматривать как объект, ведь каждый из них является активным субъектом этого процесса).
Общение является социальным явлением, природа которого проявляется в социуме, в среде людей во время передачи социального опыта, норм поведения, традиций и др.
Оно способствует обогащению знаний, умений и навыков участников совместной деятельности, удовлетворяющей потребность в психологическом контакте, является механизмом воспроизведение событий, настроений, координирует усилия людей, помогает объективному выявлению особенностей поведения партнеров, их манер, черт характера, эмоций, волевой и мотивационной сферы.
Итак, специфика общения заключается в том, что в процессе взаимодействия субъективный мир одного индивида раскрывается для другого, происходит взаимный обмен мнениями, информацией, интересами, чувствами, деятельностью и т.д.
В результате общения происходят определенные контакты, межличностные отношения, осуществляется объединение (или размежевания) людей, вырабатываются правила и нормы поведения.
Успешность любых контактов зависит от налаживания взаимопонимания между партнерами по общению. В реальных межличностных контактах раскрывается весь спектр качеств личности, ее коммуникативный потенциал, социальная значимость, оказываются человеческие симпатии и антипатии, любовь и дружба, совместимость и несовместимость, привлекательность и вражда.
Похожие публикации:
Причины возникновения тревоги
Причины, вызывающие тревогу и влияющие на изменение ее уровня, многообразны и могут лежать во всех сферах жизнедеятельности человека. Условно их разделяют на субъективные и объективные причины. К субъективным относят причины информационно ...
Невротические расстройства
Невротические расстройства (неврозы) – психогенные заболевания, возникающие из-за различных факторов, травмирующих психику, при которых происходит “срыв” деятельности головного мозга без каких-либо признаков его анатомического повреждения ...
Выход на пенсию и смена статуса
Многие люди, приближаясь к этапу поздней зрелости, неявно предполагают, что отрезок их жизни после выхода на пенсию не так велик, чтобы заранее и серьезно готовиться к новым для себя условиям жизни. Это совершенно неверное предположение: ...
Навигация