Невменяемость и ее установление в судебной психиатрии

Статьи по психологии » Общетеоретические и организационные вопросы судебной психиатрии » Невменяемость и ее установление в судебной психиатрии

Страница 2

- хроническое психическое расстройство (например, шизофрения, эпилепсия, маниакально‑депрессивный психоз, прогрессивный паралич, старческий психоз и другие психические заболевания с тенденцией к прогрессированию), оставляющее после острых клинических проявлений нарастающий психический дефект в виде необратимых нарушений интеллектуальных функций приобретенного характера, вплоть до слабоумия и маразма;

- временное психическое расстройство (например, исключительные и реактивные состояния, алкогольный психоз) – обратимое заболевание, которое может длиться от нескольких минут до нескольких часов и даже дней, в редких случаях – несколько недель. Оно заканчивается выздоровлением, не оставляющим видимых изменений в психической деятельности;

- слабоумие (например, олигофрения, инволюционные процессы), для которого характерна грубая необратимость нарушений интеллектуальной функции как врожденного, так и приобретенного характера;

- иное болезненное состояние (например, психопатия) – стойкое нарушение или аномалия в развитии психики, возникшие в результате перенесенных различных соматических, неврологических, инфекционных и других заболеваний или патологического воспитания.

Юридический критерий формулируется как невозможность невменяемых осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими. Данный критерий представляет обобщающую характеристику психического состояния, в частности – тяжесть (глубину) болезненных расстройств психики, и включает два признака:

- интеллектуальный (невозможность осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия), например, при олигофрении в степени дебильности);

- волевой (невозможность руководить своими действиями, например, при психопатии).

Эти признаки юридического критерия позволяют анализировать различные стороны психической деятельности подэкспертного (мыслительную, эмоциональную, волевую, интеллектуальную и др.). Если первый признак (интеллектуальный) требует анализа мыслительных и критических способностей, дает возможность адекватной оценки обстановки и собственного поведения испытуемого, то при дефекте волевого признака снижается контроль за своими высказываниями, действиями и поступками, возможность понимать их сущность и руководить ими. При утрате критичности интеллектуальный признак (то есть при его недостаточности в патологическом смысле) как бы перекрывает волевой. Наличие этого признака нарушает способность руководить своими действиями и влечет принятие решения о невменяемости.

В процессе судебно‑психиатрической диагностики и выработки экспертного решения основным заключительным этапом является сопоставление медицинского и юридического критериев, что и определяет формулу невменяемости. При этом обязательным условием невменяемости является совпадение медицинского и юридического критериев. То есть в этом случае на экспертизе у испытуемого обязательно должен быть установлен медицинский критерий – наличие диагноза психического заболевания, а также констатирован и юридический критерий – невозможность осознавать характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими.[2]

Страницы: 1 2 

Похожие публикации:

Средства коммуникации
Для передачи любая информация должна быть соответствующим образом закодирована, т.е. она возможна лишь посредством использования знаковых систем. Самое простое деление коммуникации – на вербальную и невербальную, использующие разные знако ...

Правила этикета
Правила этикета, облаченные в конкретные формы поведения, указывают на единство двух его сторон: морально-этической и эстетической. Первая сторона — это выражение нравственной нормы: предупредительной заботы, уважения, защиты и т.д. Втора ...

Подходы к изучению эмоций
Методами научного познания называются методы, при помощи которых ученые получают надежные и достоверные знания о психологических явлениях. Эти знания в отличие от тех, которые получают и имеют люди в обычной, повседневной жизни, представл ...