Невменяемость и ее установление в судебной психиатрии

Статьи по психологии » Общетеоретические и организационные вопросы судебной психиатрии » Невменяемость и ее установление в судебной психиатрии

Страница 2

- хроническое психическое расстройство (например, шизофрения, эпилепсия, маниакально‑депрессивный психоз, прогрессивный паралич, старческий психоз и другие психические заболевания с тенденцией к прогрессированию), оставляющее после острых клинических проявлений нарастающий психический дефект в виде необратимых нарушений интеллектуальных функций приобретенного характера, вплоть до слабоумия и маразма;

- временное психическое расстройство (например, исключительные и реактивные состояния, алкогольный психоз) – обратимое заболевание, которое может длиться от нескольких минут до нескольких часов и даже дней, в редких случаях – несколько недель. Оно заканчивается выздоровлением, не оставляющим видимых изменений в психической деятельности;

- слабоумие (например, олигофрения, инволюционные процессы), для которого характерна грубая необратимость нарушений интеллектуальной функции как врожденного, так и приобретенного характера;

- иное болезненное состояние (например, психопатия) – стойкое нарушение или аномалия в развитии психики, возникшие в результате перенесенных различных соматических, неврологических, инфекционных и других заболеваний или патологического воспитания.

Юридический критерий формулируется как невозможность невменяемых осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими. Данный критерий представляет обобщающую характеристику психического состояния, в частности – тяжесть (глубину) болезненных расстройств психики, и включает два признака:

- интеллектуальный (невозможность осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия), например, при олигофрении в степени дебильности);

- волевой (невозможность руководить своими действиями, например, при психопатии).

Эти признаки юридического критерия позволяют анализировать различные стороны психической деятельности подэкспертного (мыслительную, эмоциональную, волевую, интеллектуальную и др.). Если первый признак (интеллектуальный) требует анализа мыслительных и критических способностей, дает возможность адекватной оценки обстановки и собственного поведения испытуемого, то при дефекте волевого признака снижается контроль за своими высказываниями, действиями и поступками, возможность понимать их сущность и руководить ими. При утрате критичности интеллектуальный признак (то есть при его недостаточности в патологическом смысле) как бы перекрывает волевой. Наличие этого признака нарушает способность руководить своими действиями и влечет принятие решения о невменяемости.

В процессе судебно‑психиатрической диагностики и выработки экспертного решения основным заключительным этапом является сопоставление медицинского и юридического критериев, что и определяет формулу невменяемости. При этом обязательным условием невменяемости является совпадение медицинского и юридического критериев. То есть в этом случае на экспертизе у испытуемого обязательно должен быть установлен медицинский критерий – наличие диагноза психического заболевания, а также констатирован и юридический критерий – невозможность осознавать характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими.[2]

Страницы: 1 2 

Похожие публикации:

Общение ведущий вид деятельности малыша
Жизнь младенца целиком зависит от взрослого. Взрослый удовлетворяет органические потребности ребенка - кормит, купает, переворачивает его с одной стороны на другую. Взрослый удовлетворяет и растущую потребность в разнообразных впечатления ...

Я-концепция наставника
Лица, которые имеют отрицательную Я-концепцию, отличаются тревожностью, агрессивностью, недоверием и т.п. Соответственно этому, не только некоторые дети или подростки имеют плохое само представление, а и учителя или преподаватели, которые ...

Экспресс-исследование развития памяти
Как уже отмечалось выше, хорошая память редко дается от рождения, чаще она – результат упорных занятий и тренировок. Однако в профессиональные училища (которые в наше время принято более благозвучно именовать колледжами или техническими л ...