Структура и критерии классификации проявлений толерантности

Статьи по психологии » Социально-психологическая толерантность » Структура и критерии классификации проявлений толерантности

Страница 2

Майкл Уолцер, профессор Гарвардского университета, видит в толерантности разные аспекты:

- отстраненно-смиренное отношение к различиям во имя сохранения мира;

- милостивое равнодушие к различиям («Пусть расцветают все цветы»);

- принципиальное признание того, что и «другие» обладают правами, даже если их способ пользования этими правами вызывает неприязнь;

- открытость в отношении других, любознательность, уважение, желание прислушиваться и учиться;

- восторженное одобрение различий (они воспринимаются как культурная ипостась многообразия творений Божьих);

- одобрение функциональное, предоставляющее любому мужчине и любой женщине всю полноту свободы выбора, ибо именно свобода выбора составляет смысл их автономии [18, с. 27].

Рассматривая толерантность как моральный идеал, в качестве основных ее характеристик Питер П. Николсон предлагает использовать:

1. Отклонение. То, к чему относятся толерантно, отклоняется от того, о чем субъект толерантности думает как о должном, либо от того, что он делает как должное.

2. Важность. Предмет отклонения не тривиален.

3. Несогласие. Толерантный субъект морально не согласен с отклонением.

4. Власть. Субъект толерантности обладает властью, необходимой для попытки подавить предмет толерантности (или, по крайней мере, воспротивиться либо помешать ему).

5. Не-отторжение. Тем не менее толерантный субъект не применяет своей силы, позволяя тем самым существовать отклонению (не-отторжение, а не обычно используемое «принятие») [17, с. 131-132].

Е. Ю. Клепцова выделяет следующие преобладающие формы терпимого, толерантного и нетерпимого отношений:

- «Черепаха Тортилла» - преобладание снисхождения как формы выражения терпимого отношения.

- «Миролюбец» — преобладание сотрудничества как формы выражения терпимого отношения.

- «Альтруист» — преобладание уступчивости как формы выражения терпимого отношения.

- «Сноб» — преобладание высокомерия как формы выражения толерантного отношения.

- «Стоик» — преобладание терпеливости как формы выражения толерантного отношения.

- «Золушка» — преобладание беспомощности как формы выражения толерантного отношения.

- «Диктатор» — преобладание пренебрежения как формы выражения нетерпимого отношения.

- «Снежная Королева» — преобладание отстраненности как формы выражения нетерпимого отношения.

- «Боец» — преобладание импульсивности как формы выражения нетерпимого отношения [4, с. 12].

Бетти Э. Риердон, автор концепции и многих технологий воспитания толерантности у школьников, указывает на нижеследующие области проявления толерантности:

1. Язык (не употребление оскорбительных выражений и намеков, упажение к другим языкам и тем, кто на них говорит).

2. Устои взаимоотношений (одинаковое отношение учителя ко всем ученикам).

3. Социальные отношения (уважительность и сердечность в отношениях преподавателей и детей).

4. Принятие решений (со всеми детьми советуются, предлагают им выразить свое мнение, решения принимаются совместно).

5. Отношения между большинством и меньшинством (деликатное отношение и интерес к представителям религиозных, культурных, этнических, лингвистических меньшинств; учет жизненного опыта и перспектив таких учеников при составлении учебных планов).

6. Особые события (одинаковое участие всех детей в фестивалях, родительских днях, иных мероприятиях).

6. Культурные события и действия (признаются праздники всех культурных групп, все принимают в них участие).

7. Религиозные обычаи (уважение вероисповедания всех детей, предоставление им возможности, если они хотят, объяснения своих религиозных обычаев и веры другим).

8. Межгрупповое взаимодействие (совместные практики, выполнение работ группами, в которых представлены разные культуры и характеры) [12, с. 98-99].

В качестве симптомов нетерпимости и типовых особо тяжелых проявлений нетолерантных отношений (нетерпимости) Бетти Э. Риэрдон выделяет: язык, стереотипы, насмешки, предубеждения, поиск «козла отпущения», дискриминацию, остракизм, преследование, осквернение (или порчу), запугивание, изгнание, отчуждение, сегрегацию (включающую апартеид), подавление и насилие (включающее геноцид). К особо тяжелым формам нетерпимости Риэрдон относит: расизм, ксенофобию, этноцентризм, агрессивный национализм, эксплуатацию, религиозный фанатизм, тоталитаризм, сексизм. [12, с. 18-20, 27-28].

Г. Л. Бардиер выделяет 4 детерминирующих толерантность подструктуры:

1. Индивид (прежде всего возраст, пол и особенности функционирования нервных процессов).

2. Индивидуальность (темперамент, характер, индивидуальные избирательные связи человека с окружающей действительностью).

3. Личность (аффективные, когнитивные и коммуникативные свойства личности и личностные ресурсы — задатки, способности, уровень сформированности «Я-концепции» и др.).

4. Субъект деятельности (весь репертуар активности личности — потребности, мотивы, цели деятельности, стили и стратегии поведения, включая личностные защиты и копинг-стратегии, самооценка, уровень притязаний, уровень самоактуализации, опыт, умения и навыки) [1, c. 62].

Страницы: 1 2 3

Похожие публикации:

Физическая среда конфликта
Это совокупность физических, географических, климатических и экологических условий и факторов, в которых протекает противоборство. На микроуровне физическая среда конфликта включает совокупность таких внешних условий взаимодействия людей ...

Теоретические подходы к проблеме формирования и развития эмоциональной отзывчивости у детей трех лет
Третий год жизни – это переходный период в жизни ребенка от раннего детства к дошкольному возрасту. Темп развития малыша несколько замедляется, но для него еще характерны те особенности, которые отличают ранний возраст. Так эмоциональные ...

Внешность и ее влияние на развитие Я-концепции
Я-концепция – это система обобщенных и относительно устойчивых представленный и переживаний человека, предметом которых является он сам. Весомым источником развития самопредставлений субъекта являются размеры и форма его тела. Познание ...