Социальная природа Я

Страница 1

Интересной также является гипотеза относительно того, только ли лишь людям присуще ощущение Я. Экспериментальные исследования, проведенные в этом аспекте доказывают, что не только человечество уникальное в этом плане. Ученые помещали зеркало в клетку обезьяны и ждали, пока животное привыкнет к этой вещи. Потом на короткий срок ее усыпляли и на бровь или ухо наносили красную краску без запаха. Что возникало, когда обезьяна просыпалась и видела себя в зеркале? Шимпанзе и орангутанги мгновенно притрагивались к тому месту, где была красная краска. А вот гориллы и другие виды обезьян редко или вообще не обращали внимание на наличие последней. Указанное исследование констатирует такой факт: "у шимпанзе и орангутангов существует элементарная Я-концепция. Они осознают, что их образ в зеркале - это они сами, а не другая обезьяна, и понимают, что имеют другой вид, чем раньше".

Другие исследования, проведенные по аналогии с этим экспериментом, выявили, что самоузнавание у человека возникает приблизительно в возрасте двух лет. 75% детей 21-25-ти месяцев притрагивались к своим носам, выкрашенным исследователем красным цветом, и 25% 9-12-ти месячных грудных детей совершали так же.

Соответственно тому, как мы взрослеем, наша Я-концепция постепенно усложняется. Психологи изучали процесс изменения Я у людей с детства и к становлению зрелости. Личностей раннего возраста просили ответить на вопрос: "Кто Я такой?". Большей частью дети указывали на четкие, однозначно понятные, характеристики: возраст, пол, имя, местожительство и др. Когда индивид взрослеет, то, разумеется, начинает придавать меньшее значение физическим данным и больше сосредотачивается на психологических состояниях (например, на мыслях) или на профессиональном росте.

Кроме того, эксперименты с человекоподобными обезьянами показали, что и социальный контакт также имеет большое значение для развития Я-концепции. Исследователи сравнивали поведение двух шимпанзе – той, которая выросла в нормальной семейной группе, и изолированной от своего племени. Обеим обезьянам нанесли красную краску на бровь, потом их поместили в разные комнаты без зеркала. Психологи отмечали, насколько часто шимпанзе притрагивались к подмеченным участкам на голове. Более позднее зеркало принесли в комнату. Обезьяна, которая жила в племени, мгновенно смотрела в него и рассматривала красное пятно у себя на голове. А социально изолированная не реагировала на изображение вообще, т.е. не узнавала себя в зеркале. Итак, социальное взаимодействие имеет решающее значение для становления и развития природы индивидуального Я.

Вообще самопонимание полностью возникает тогда, когда мы сравниваем себя с другими. Ведь известно такое: когда человек стремится определить свои ощущения, черты своей личности и способности, то важным источником могут быть ощущения и черты других. Предположим, Вам дали тест, чтобы проверить чуткость, и вместе с тем решили выяснить, насколько хорошо Вы вникаете в проблемы окружающих. В задачу входит чтение отрывков из автобиографий, проговоривши которые, надо сделать выводы о личных проблемах автора, если они у него есть. После того, как Вы заполнили тест, сообщают, что Ваша оценка 35 баллов. Что человек узнает? Ничего, поскольку не знает, что означает 35 баллов: плохо это или хорошо? Предположим, Вам сказали, что вся тестовая шкала содержит от 0 до 50 баллов. А теперь, что Вам известно? Кое-что больше, чем в предыдущем случае, поскольку, хотя и не набранная максимальная сумма, все же достигнут результат, который равняется двум третьим названной шкалы. Так вот, чтобы получить объективную информацию, нужно знать количественные достижения других лиц. Когда скажут, что кто-то получил от 0 до 20 баллов, то Вы, наверное, ответите: "Чудесно! Я в самом деле очень чуткий человек!". С другой стороны, если сообщат о том, что кто-то набрал больше 45 баллов, то возникнет сугубо противоположное ощущение - чувство неуверенности.

Указанный пример иллюстрирует теорию социального сравнения природы Я Л. Фестингера. Согласно ней человек узнает о своих способностях и установках только тогда, когда сравнивает себя с другими. Эта теория отвечает на два важных вопроса: а) когда Вы себя сравниваете с такими как Вы? и б) с кем Вы стремитесь себя сравнить? На самом же деле, если личность неуверенна в том, насколько хорошо что-то выполняет (например учится), или что-то ощущает, то начинает наблюдать за другими людьми и, естественно, сравнивать себя с ними.

Страницы: 1 2

Похожие публикации:

Соотношение понятий «мышление» и «интеллект»
Мышление и интеллект - близкие понятия. Мы говорим «умный человек», обозначая этим индивидуальные особенности интеллекта. Мы можем также сказать, что ум ребенка с возрастом развивается. Таким образом выделяется проблематика развития интел ...

Организация обучения слепоглухих детей за рубежом
История обучения слепоглухих детей, насчитывающая уже более 150 лет, не раз освещалась в работах отечественных авторов. Однако эти описания затрагивали опыт только сравнительно отдаленного периода — с середины прошлого века и до первых де ...

Что такое Я–концепция
О человеке, его прошлом, его настоящем и будущем написано бесконечно много. Но все так, же велико стремление людей к постижению себя и человечества. Философы, социологи, антропологи, генетики, психологи, представители педагогической науки ...