Системность социальных взаимоотношений и функции Я

Статьи по психологии » Субъектный контекст Я-концепции » Системность социальных взаимоотношений и функции Я

Страница 1

Я-концепция и большинство других определений-конструктов, формируется, уточняется и закрепляется со дня на день в напряженном взаимодействии людей между собой. Каждый отслеживает, как относятся к нему другие, и на началах этой информации формирует суждение о том, к которому психотипу принадлежит. Мысли человека о своих способностях и физических данных, о том, каких поступков от него ожидает окружение, возникают в процессе его участия в организованных группах. Именно этот исходный тезис дал возможность описать человеческое ощущение личностной определенности как зеркальное Я. Концепция собственного Я - это отображение тех свойств человека, которые воспринимаются другими членами общества. Человек конструирует персонификацию на подпочве обратных социальных реакций. Если к нему постоянно обращаются так, словно он представляет собой кое-что особое, то этот человек почувствует себя необыкновенным, чрезвычайным или просто оригинальным, в отличие от других. Недавно, что Все сограждане очень чувствительные к реакции народной массы и обращают внимание на любой сигнал, который мог бы стать им ориентиром. Итак, Я-концепция развивается только в актуально-динамическом формате социального взаимодействия. Именно его наполнение, масштабность и качество определяют то, какой будет личность и ее самосознание в частности.

Человек формирует Я-концепцию, оценивая свои субъективные переживания с коллективной точки зрения. Логически предположить, что, рассматривая себя, каждый становится отображением того, что, на его убеждение, думают о нем другие. Общеизвестно, как человек оценивает себя самого, отвечает поэтому, как, на его взгляд, о нем думают люди вообще, а также те, кто находится во временной с ним группе.

Развитие Я-концепции депроблематизується и значительно облегчается в тех социальных системах, где четко определена номенклатура статусов: здесь каждый знает, каких шаблонов поведения и личностных черт нуждается то или иное его положение в социуме. Врачу или священнику следует оставаться в городе, где властвует эпидемия, а солдату непристойно исчезать с поля боя. Честь человека - самісна модель, которой она придерживается, поскольку занимает соответствующее положение в обществе. Требования и нормы, которые личность ставит перед собой и которые исповедует, подкрепляются мыслями других людей. Больше сотни администраторов разных бюрократических организаций воображают самих себя так, как лучше всего характеризует эту категорию служащих гражданская масса, т.е. как людей, заинтересованных в достижениях предприятия, решительных, организаторськи способных и реалистически сориентированных.

Каждый человек привлечен к системе социальных взаимоотношений. Он ожидает, что другие будут обращаться к нему с позиций человечности. Когда негр посещает запрещенное для него место, то он, естественно, ощущает вражеские реакции со стороны присутствующих; если же его встречают приветливо, то у него возникает удивление и подозрение. Именно так, подходя к незнакомой женщине, чтобы спросить о направлении движения на дороге, мужчина приветливо обращается к ней, поскольку ожидает на любую взаимность, словно обнимает свою собственную жену. Аналогично к этому ощущению определенности человек подвергается постоянным испытаниям в конкретных ситуациях социального взаимодействия.

Если с человеком ведут себя как с нищим, то он большей частью именно такимой себя и воображает, а его поведение приобретает инфантильные черты. Ведь нередко в военных частях офицеры жалуются, что их подчиненные полностью беспомощные и не способны отвечать за свои поступки. Подобно этому в некоторых колледжах, где за студентами постоянно следят, словно за преступниками, руководители испытывают удивление, что система самоуправления недейственная. Во времена инквизиций, когда предъявляли обвинение лицам потому, что они принадлежат к религиозным сектам, некоторые из них сами сознавались, что были колдунами. Последние поверили в свою вину и соглашались со смертным приговором, который возглашал суд. Стремясь исправить "греховные поступки ", они впутывали в дело друзей, которые были совсем непричастны к этому. Такие люди переоценивали определение самих себя через последовательное отрицательное отношение, которое ощущали со стороны окружающих.

Страницы: 1 2

Похожие публикации:

Личностная готовность к школьному обучению
Личностная готовность включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Она выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, с ...

Роль символов в становлении Я-концепции
Я-концепция, как и другие самісні значения, находит отображение в символах. Важнейшее из них - имя человека. Именно этот символ, с помощью которого он себя определяет, непосредственно ассоциируется с ее Я-концепцией. Следствием этого явл ...

Механизмы взаимопонимания в процессе общения
Поскольку человек вступает в общение всегда как личность, постольку он воспринимается и другим человеком - партнером по общению - также как личность. На основе внешней стороны поведения мы как бы "читаем" другого человека, расши ...