Взаимоотношения между Я-концепцией и социальным статусом иногда оказываются в обостренной чувствительности некоторых людей к статусной символике. Например, молодой врач старается, чтобы стетоскоп выглядывал из его кармана, подчеркивая таким образом свое превосходство над лаборантом. Отличие между теми, кто получил соответствующий статус, и теми, кто этого не достиг, освещеннов специальном опрашивании. Каждому из 468 лиц, старше шестьдесят лет, было предложено охарактеризовать самого себя. 60 % ответили, что они - "люди среднего возраста", и лишь 38% заявили, что они "старые". Анализ показал, что молодыми считают себя те, кто постоянно контактирует с людьми своего возраста. Наоборот, обретение статуса "отставника" ограничивает социальный контекст поведения, и тогда человек персоніфіковує себя как такого, который вступает в завершающий период жизни.
Вообще степень гармоничности Я-концепции человека в первую очередь зависит от интеграции социальной системы, в которой он деятельно функционирует. В незрелом (экономически, демократически, социально) обществе, где групповые нормы взаимно не согласованные, отдельному гражданину тяжело интегрировать свои разнообразные Я-образы в единое целое. Когда указанные отличия чрезвычайно большие, то человек страдает от внутренних конфликтов, которые иногда приводят к распаду его личности и деградации. В психологии за аксиому принято утверждение, что каждому лицу присущий свой социокультурный опыт, свое восприятие мира и уникальная траектория развития. Но ее чувства не могут быть ни четко продиференциированные, ни стойко заданные без лингвистических символов, которыми она овладевает как персонифицированная единица социума. Благодаря упроченным реакциям и понятному стилю поведения других людей личность самоутверждает ощущение своей определенности, а ее Я-концепция поддерживается и подкрепляется постоянностью и ожидания положительной обратной связи со стороны окружающих.
Кажется, у психологов нет сомнения: все то, что делает или не делает человек, большой мерой обусловленное ее концепцией самого себя. А это означает, что каждый привязан к определенному шаблону коллективной жизни через самоопределение. Свои импульсы и стимулы люди сдерживают для того, чтобы действовать соответственно стандартам поведения, установленных для себя. Отсюда Я-концепция - это гармоническая совокупность значений, которая формируется в процессе участия в общественных действиях людей. Сознательное поведение - не только проявление того, какое лицо на самом деле, а и результат его представлений о самом себе, который создался на основании систематического отношения к ней окружающих.
У взрослых людей имеется многогранно осложненное определение собственного Я, поскольку оно выполняет такие важные функции. Первая –менеджеріальна - дает информацию о наших взаимоотношениях с физическим и социальным миром, служит причиной нашего поведения и обеспечивает планирование будущих действий. Вторая - организационно направляет Я, поскольку оно формирует Я-схемы, с помощью которых мы интерпретируем и припоминаем информацию о самых себе и социальном мире. Третья функция Я - эмоциональная, благодаря которой есть возможность охарактеризовать наши аффективные реакции.
Итак, развитие Я-концепции каждого человека способствует еще и функционально и таким образом регулирует нашу деятельность, ситуативно определяя ощущение, мысли, волевые действия и поведенческие акты.
Похожие публикации:
Особенности развития памяти у детей с задержкой психического развития
младшего школьного возраста
Мир, в котором мы живем, непрестанно воздействует на человека многими своими сторонами, но только часть происходящего вокруг оказывается в сознании. В этом проявляется избирательный характер нашего подсознания. В указанных двух свойствах ...
Индивидуальность и организация
Вывод об индивидуальности особенно полезен для понимания уникальности личности: «Люди отличаются друг от друга тем, как они интерпретируют события». По Келли, два человека, будь они даже идентичными близнецами или, предположим, имей они с ...
Стратегия поведения в конфликтной ситуации
Поскольку в реальной жизни не так просто выяснить истинную причину конфликта и найти адекватный способ его разрешения, то целесообразно ознакомиться с разработанной К.У. Томасом и Р.Х Килменном стратегией поведения в конфликтной ситуации ...


Навигация