Поскольку Я-концепция является прижизненным образованием человека в единстве когнитивных (содержание познавательных представлений о себе), эмоционально-ценностных (отношение к себе, которое оказывается в наборе самооценок) и поступковых (формонеоходимости Я-образа и Я-отношения в поведенческом процессе) компонентов, то полноценное развитие его положительного налаживание - одно из важнейших задач системы национального образования. Методологическим эталоном здесь может служить поступковый подход, который обосновывает поступок самопознания, закономерным результатом которого является Я-концепция человека. Именно в цепной реакции поступков, - пишет В. А. Роменец, - происходит духовное формирование индивида, развертывание и утверждение неповторимой сущности его Я, его личности. Каждый осуществленный поступок для личности - акт утверждения собственного Я и вместе с тем акт его развития, обретения новых личностных черт и опыта.
Взаимоотношения в системах "отец-ребенок", "учитель-ученик", "преподаватель - студент" логически рассматривать как ряд ситуаций, благодаря которым разворачивается поступок самопознания воспитанника, когда ускорено формируется его Я-концепция. Это просветительно-воспитательное взаимодействие всегда является продолжительным во времени, характеризует длинный путь самораспознавания личности, формирование ее индивидуальности и усвоение окультуренных средств выявления себя в мире. Однако при отсутствии психосоциальной паритетности и согласия, анализируемые взаимоотношения могут стать реальной угрозой для уже сформированной Я-концепции подростка, юноши, взрослого человека. Пример такой внутренней драмы приводит украинский психолог Виктор Юрченко, подавая фрагмент самоанализа студентки Ани Ш.: "Я- будущий учитель? Уже нет! Я хочу, чтобы после этого училища меня больше ничего не связывало с педагогикой. Именно здесь я перестала верить в себя .". В процессе психологической беседы установлено, что детонатором этой "катастрофы " сознания были взаимоотношения с некоторыми преподавателями. Конфликтность учинической ситуации породила внутриличностный кризис, а затем тревожность и дистрес.
Понятно, что студентка не родилась с таким содержательным наполнением Я-концепции, а получила его в общении с другими людьми под давлением их отношений, оценок относительно нее как личности, структурируя собственные наставления и убеждения относительно себя. Так вот от их глубины и характера зависит эффективность межличностных взаимоотношений между преподавателем и студентом, а также то, будет ли происходить укрепление концептуального Я последнего, или в критической ситуации внутренне-личностного конфликта зліквідовуватимуться или, наоборот, будут возрастать расхождения в структуре его Я. Для примера приводим еще такие строки из самоанализа студентки Ирины У.: "Провела несколько пробных уроков, ни один мне не понравился. Начало закрадываться сомнение, а смогу ли я быть хорошей учительницей? И лишь во время урока математики в школе, заметив одобрительный взгляд методиста, впервые ощутила: "Я -учитель!". Урок провела на дыхании вдохновения. Общение с методистом при обсуждении урока укрепило мою веру у себя ".
Недооценка социопсихологичной паритетности учителем и преподавателем взаимоотношений с воспитанниками драматизирует ход развивающих процессов в структуре их Я-концепций. К сожалению, преобладание позиции виновника относительно друг друга создает непреодолимый барьер в отладке педагогического общения. По традиционной оргсхеме обучения отсутствует четкая образовательная модель достижения личностного равноправия взаимоотношений. Через отличие социально-ролевых статусов (преподаватель - одно, а студент – совсем другое), непонимание да и нежелание важности реальной помощи студенту в повышении своего статуса к норме: "Ты - мой будущий коллега", в педучилищах и педуниверситетах создается критическая ситуация, когда поступки студента, рожденные его Я-образом, противоречат оценкам его как личности со стороны преподавателя. Понимая возможные отрицательные социальные следствия конфликтности с последними, воспитанники стараются избегать любых контактов с неприятными наставниками, избегая встречи не только один-на-один, а и в группе ровесников, во время отдыха и т.п
Я-концепция формообразуется в процессе сравнения себя с другими людьми. Мысль о себе постоянно подкрепляется сопоставлениями, аналогиями. Можно предположить, что отношение студента к преподавателю обусловлено соотношениям собственной Я-концепции и системой представлений о наставнике. Если представление о себе (Я-образ) оценивается положительно, то большей частью определенные черты "приписывают" и тому преподавателю, которому студент симпатизирует (механизм идентификации). По внутреннему принятию педагога имеет место и так называемая идеализация, т.е. завышенная оценка. Вообще оценка личностных черт другого человека тем высше, чем больше оцениваемый нравится тому, кто оценивает. Если же открытый конструкт собственного Я расценивается студентом как нежелательный, отрицательный, то через защитный механизм проекции он приписывается тому преподавателю, к которому студент относится отрицательно, а тем более субъективно не принимает его личность.
Похожие публикации:
Технологии убеждения в деловом общении
Если исходить из понимания «деловой» ситуации, можно заметить, что она предполагает довольно широкий круг ситуаций, как в профессиональном общении, так и в повседневной жизни. Тем не менее, оно оказывается созвучным и современному пониман ...
Развитие познавательных процессов в младенческом возрасте
Общая характеристика развития ребенка от одного года до трех лет.
Особое значение раннего детства для психического и поведенческого развития детей. Прямохождение, речевое общение и предметная деятельность — основные достижения данного во ...
Оценка эффективности психотерапии
Тенденция к интеграции психотерапии в общую медицину и превращения ее в общемедицинскую специальность делают важным вопрос об эффективности психотерапии — предпосылках, критериями методах ее оценки.
Требование разработки критериев и мето ...
Навигация