Тифлопсихология. Психология детей с нарушениями зрения

Статьи по психологии » Специальная психология » Тифлопсихология. Психология детей с нарушениями зрения

Страница 2

Таким образом, полная или частичная утрата зрения, сужая сенсоную сферу, затрудняя и объединяя чувственное познание, отрицательно влияет на развитие аналитико-синтетической деятельности мышления слепых.

Особенности зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения

Своеобразие развития зрительного образа у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения

Изучение психологии становления зрительного образа у детей с нарушенным зрением показывает, что процесс восприятия подчиняется тем же закономерностям, но в то же время отличается своеобразием, характеризуется большей длительностью и развернутостью.

1. Общее, дифференцированное видение: а) в начале ребенок не может выделить необходимый объект из общего фона и не в состоянии охарактеризовать его в речевой форме; б) потом появляются неопределенные зрительные ощущения, дети не могут сказать ничего конкретного, они лишь констатируют изменения, происходящие в поле зрения; в) далее выделяется неопределенный объект, что выражается в графическом изображении пятна неопределенной формы и размера, которое ребенок не в состоянии описать.

2. Фаза раздельного видения: а) сначала появляются основные линии контура; б) потом появляются некоторые детали; в) происходит идентификация сходных по очертаниям предметов (похожие – непохожие); г) далее изображение распадается на отдельные фрагменты; д) потом появляется приблизительный образ.

3. Фаза узнавания, во время которой: а) происходит общее адекватное восприятие формы без уточнения деталей и б) наконец, адекватно воспринимается целостный структурированный образ.

В некоторых случаях процесс формирования зрительного образа не имеет завершение и останавливается на одной из фраз.

В результате у ребенка с нарушением зрения часто формируются искаженные, суррогатные образы и создается своя, типичная для этой категории детей, система образов, характеризующихся чрезмерной конкретностью, недостаточной обобщенностью как отдельных образов. Так и всей поступающей извне сенсорной информации.

Страницы: 1 2 

Похожие публикации:

Сценарий
Каждый человек еще в детстве, чаще всего бессознательно, думает о своей будущей жизни, как бы прокручивает в голове свои жизненные сценарии. Повседневное поведение человека определяется его рассудком, а свое будущее он может только планир ...

Схема обследования ребенка при жалобах на трудности адаптации к школе
1. Проверяется сохранность познавательных процессов: блок диагностических методик на вербальный и невербальный интеллект, память, внимание, уровень развития речи, ручной праксис. 2.Проверяется обучаемость ребенка (задачи с дозированной п ...

В чем состоят два философских понимания психики
Психика есть свойство высокоорганизованной материи, субъективное отражение объективного мира, необходимое человеку (или животному) для активной деятельности и управления своим поведением. Психика - субъективный внутренний мир человека, о ...