Представление Т. Гоббса о способностях

Статьи по психологии » История социальной психологии » Представление Т. Гоббса о способностях

Представление воображения - это ослабленные ощущения. Память - тоже представление, когда мы хотим обозначить, что оно отошло в прошлое. Понимание - это образ, который возникает под влиянием слова. Мышление суть течение образов, связь представлений в соответствии с правилом ассоциаций. "Все представления суть движения внутри нас, являющиеся остатками движений, произведенных в ощущении, и те движения, которые непосредственно следуют друг за другом в ощущении, продолжают следовать в том же порядке и по исчезновении ощущения, так что если предыдущее движение снова имеет место и является преобладающим, последующее в силу связанности движимой материи следует за ним таким же образом, как вода на гладком столе следует в том направлении, в котором какая-либо капля ее водится пальцем. Однако так как за одной и той же воспринятой вещью в ощущении иногда следует одна вещь, а иногда - другая, то с течением времени случается, что, представляя себе одну вещь, мы не можем сказать с уверенностью, какое будет наше ближайшее представление. Одно лишь можно сказать с уверенностью, а именно, что это будет нечто, следовавшее за имеющимся у нас представлением в то или иное время раньше". Таким образом, мышление - это не особый, не сенсорный процесс: человеческий ум не имеет никакого другого движения, кроме ощущения, представления и связи представлений. Идеи, которые не могут быть выражены в образах, пустые звуки. Гоббс ограничивает человеческое познание явлениями, что логически вытекает из установок эмпиризма и сенсуализма. Составной частью психологических взглядов Гоббса является учение о способностях. Оно выступает в остром политическом значении. Гоббс доказывает, что люди не имеют врожденных преимуществ друг перед другом, выступая тем самым выразителем интересов буржуазии, предоставляя ей научное обоснование для борьбы с феодальной идеологией наследственных преимуществ.

Представление о рефлексии дает философия, которая объясняет данный феномен в общем плане как "принцип философского мышления, направленный на осмысление и обоснование собственных предпосылок"2. Считается, что первым понятие рефлексии в философию ввел Джон Локк. Он рассматривал рефлексию прежде всего с точки зрения индивидуальности сознания. У Д. Локка рефлексия - это "наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность, и способ ее проявления, вследствие чего в разуме возникает идея этой деятельности"3. Понятием рефлексии Локк обосновывал правомерность и необходимость самонаблюдения.

Немецкий ученый Фехнер, исходя из опытов Вебера, сделал допущение, что едва заметный прирост раздражителя (разностный порог) является единицей ощущения и что, следовательно, величину любого ощущения можно характеризовать суммой всех порогов в пределах от абсолютного порога до уровня действующего раздражителя. Применяя исчисление бесконечно малых, Фехнер пришел к выводу, что величина ощущения пропорциональна логарифму интенсивности действующего раздражителя (закон Фехнера).

Закон Фехнера выведен из предположения, что разностный порог остается величиной постоянной, не зависящей от интенсивности исходного раздражителя. Однако, как было указано, это не соответствует действительности. Поэтому закон Фехнера справедлив лишь для средних интенсивностей и передает лишь общую тенденцию более медленного роста ощущения по сравнению с ростом раздражителя.

Похожие публикации:

Подходы к изучению эмоций
Методами научного познания называются методы, при помощи которых ученые получают надежные и достоверные знания о психологических явлениях. Эти знания в отличие от тех, которые получают и имеют люди в обычной, повседневной жизни, представл ...

Психология преступных групп и криминальных сообществ
В связи с тем, что каждой из выделенных в законодательстве видов преступных групп, организаций и сообществ присущи свои социально-психологические закономерности возникновения и функционирования, особенности внутренней структуры и распреде ...

История отечественной социальной психологии
Отечественная социальная психология возникла в середине XIX в. В своем становлении она прошла следующие этапы: —зарождение социально-психологических идей в общественных и естественных науках; —отпочкование от родительских дисциплин (пси ...