Понятие о душе у Т. Гоббса

Страница 2

По данной теории Мюллера (теории специфической энергии органов чувств) получается, что ощущение отнюдь не отображает объективную действительность; то, что представляется объективной реальностью, на самом деле зависит лишь от строения органов чувств. Следовательно, чувственно данный нам мир полностью иллюзорен, и наша активность протекает в этом иллюзорном мире. То, насколько многообразен этот мир или какими признаками он обладает, полностью зависит от наших органов чувств - любое качественное различие ощущений основывается на различии соответствующего органа чувств.

Следовательно, в конечном счете любое качественное различие должно быть сведено на модальные различия. То, что видим глазами разные цвета, слышим ушами различные тона, или поверхностью нашего тела, кожей чувствуем как прикосновение, так и тепло и холод, в соответствии с данной теории указывает на то, что ни глаз, ни ухо и ни один другой орган чувств, дающий качественно различные ощущения, не являются по существу одним органом - каждый из них должен включать в себя целую группу отдельных органов. Согласно теории Мюллера, достаточно выявить какое-либо качественно отличное ощущение, чтобы предположить и существование соответствующего ему органа и с полным правом начать его поиск. Влиянием данной теории объясняется то, что одно время в психофизиологии органов чувств велся интенсивный поиск отдельных органов, в результате чего был открыт целый ряд таких органов. В частности, в глазе были обнаружены отдельные органы для ощущения света (так называемые "палочки") и ощущения цвета (так называемые "колбочки"), а на коже - отдельные точки ощущения тепла и холода, давления и т.д. Несомненно, что этот факт свидетельствует в пользу данной теории. Но, тем не менее, он все-таки не оправдывает ее главную мысль, согласно которой ощущение представляет собой не отражение объективной действительности, а своеобразие организации органов чувств.

Страницы: 1 2 

Похожие публикации:

Ролевое поведение в деловом общении
Любой акт делового общения, детерминированный рассмотренными выше факторами, может быть представлен как ролевое поведение "Роль" — это способ поведения, задаваемый обществом. Она складывается из двух переменных — базовых психо ...

Особенности словесно-логического мышления детей с заиканием.
По данным М. В. Ипполитовой и Е. М. Мастюковой (1977), у детей с заиканием наблюдается небольшая задержка развития логического мышления, иногда дети устанавливают сходство и различие между предметами и явлениями окружающего мира по несуще ...

Роль самооценки в развитии межличностных отношений
Изучение самооценки как особого образования самосознания личности во взаимосвязи с его социальным статусом представляется одним из актуальных направлений данного психического феномена. К настоящему времени накоплен большой эмпирический ма ...