Теоретическое обоснование применения компьютерных игр в психологии в качестве диагностического инструментария

Статьи по психологии » Психологические аспекты компьютерных игр » Теоретическое обоснование применения компьютерных игр в психологии в качестве диагностического инструментария

Страница 1

Подход к исследованию личности, который мы хотим предложить, на наш взгляд позволит сохранить уникальные возможности проективного метода и в то же время претендовать на объективность эксперимента. В данном случае для исследования психологических особенностей личности мы предлагаем использование компьютерных игр, включающих в себя психологическое моделирование, провоцирующее проявление (бессознательно) скрытых личностных характеристик.

Обоснуем данное соображение. Известно, что психологическое моделирование заключается в искусственном создании специальных условий, провоцирующих нужные по задаче исследования ответные реакции, действия или отношения естественных носителей психики (в данном случае людей). Иначе говоря, исследователь в зависимости от предмета и задач исследования создаёт для изучаемого объекта специфическую психогенную ситуацию, в результате чего моделируется его поведение (для человека в форме деятельности и общения).

Сопоставляя исходные условия психогенной ситуации с параметрами поведения объекта, можно, во-первых, получать косвенные данные об организации и работе психики, которые могут быть использованы для её изучения и моделирования, во-вторых, выявить корреляционные, причинно-следственные, а иногда и функциональные связи между психогенными воздействиями и особенностями поведения, что даёт основания для выведения психологических закономерностей, и, в-третьих, разрабатывать эффективные приёмы воздействия на людей с целью оказания им психологической помощи (Никандров В.В 2003).

Используя в качестве моделирующих средств новые компьютерные технологии, мы имеем возможность создать практически любые психогенные ситуации, даже такие, которые в реальности воплотить не представляется возможным не только в физическом плане, но также экономическом и этическом.

Необходимо отметить, что само компьютерное моделирование в психологии вещь не новая. Ещё в середине XX столетия с появлением кибернетики и вычислительной техники психологи пытались создать искусственный аналог психического отражения, но попытки смоделировать работу человеческого мозга, а главное психических процессов и явлений закончились неудачей и разочарованием. О компьютерном моделировании в психологии стали забывать, используя ЭВМ только для обработки эмпирических данных.

На наш взгляд, когнитивное направление в психологии повело науку неверным путём к познанию психического. Любая презентация психики, в какой бы то ни было модели весьма приблизительна и условна и требует весомых доказательств своей адекватности. Сомнения в принципиальной возможности создания адекватных моделей собственно психологических явлений Е.И. Бойко высказывал ещё более 30 лет назад: «Моделирование субъективного образа как такового… строго говоря, очень проблематично, если не невозможно вообще» (Бойко 1968).

В настоящей работе мы склонны придерживаться следующего взгляда. Если вопрос о моделировании субъективных явлений в известном смысле проблематичен, то искусственное создание специальных условий (с помощью компьютерных технологий) для проявления психики людей вполне возможно. Это давно поняли военные, создавая специальные тренажёры (симуляторы) для обучения и проверки навыков пилотирования в различных условиях. Обучение в виртуальной реальности помогало им уберечь не только человеческую жизнь при неудачном исходе, но и дорогостоящую технику.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие публикации:

Речевая подстройка и пристройка к языку тела как способы эффективного убеждения
Приближаясь к языку объекта, отражая своей речью его речь, мы облегчаем установление психологического контакта. При этом нужно иметь в виду три основных индивидуальных стиля образного мышления, отражающиеся в речи: кинестетический, визуал ...

Развитие психологии в эпоху Возрождения
В какой-то степени проблемы, которые вставали перед психологией в эпоху Возрождения, повторяли старые, возникшие в период становления научной психологии на рубеже VII–VI вв. до н.э. Как и тогда, психология стремилась преодолеть сакральнос ...

Классификация методов обучения и воспитания
Методы обучения в их традиционных вариантах иногда подразделяют на методы преподавания (лекция, рассказ, показ-демонстрация, объяснение, беседа и др.), методы-учения (слушание, осмысление, упражнение, изучение учебников и первоисточников, ...