Мотив как психологическая категория

Страница 1

Мотив, по мнению Л.Д.Столяренко, – это побуждение к совершению поведенческого акта, порождённое системой потребностей человека и с разной степенью осознаваемое либо неосознаваемое им вообще [33. с.27]. В процессе совершения поведенческих актов мотивы, будучи динамическими образованиями, могут трансформироваться (изменяться), что возможно на всех фазах совершения поступка, и поведенческий акт нередко завершается не по первоначальной, а по преобразованной мотивации.

Термином «мотивация» в современной психологии обозначаются как минимум два психических явления:

1.совокупность побуждений, вызывающих активность индивида и определяющую её активность, т.е. система факторов, детерминирующих поведение;

2.процесс образования, формирования мотивов, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

За любым поступком человека всегда кроются определенные цели, желания, за конфликтом – столкновение несовместимых желаний партнеров по общению, когда удовлетворение стремлений одной стороны грозит ущемлением интересов другой. Подчеркнём: если препятствия к удовлетворению разнообразных желаний - истоки, первопричина конфликтов, то «тяжёлый характер», «плохое самочувствие», настроение, незнание психологии человека и дефекты техники общения их предполагающие и провоцирующие факторы, катализаторы. Именно они определяют, как конфликт возникнет и насколько он будет длительным и резким по форме.

Под потребностями подразумевают стремление к тем условиям, без которых невозможно поддерживать своё нормальное физическое и психическое состояние. Потребность - осознаваемое и переживаемое человеком состояние нужды в чём- либо. Потребности можно разделить по происхождению и предмету [26. с.32].

Выделяют классификацию потребностей:

1) первичные, витальные (врождённые, биологические) потребности в пище, воде, сне, отдыхе, сексуальные потребности, потребность в самозащите, родительские.

Эти естественные потребности имеют общественно-личный характер, что находит своё выражение в том, что даже для удовлетворения узколичных потребностей (в пище) используются результаты общественного труда и применяются исторически сложившиеся в данной общественной среде способы и приёмы, т.е. все потребности социальны по способу удовлетворения;

2) культурные, приобретённые потребности имеют общественный характер по природе своего происхождения, они формируются под влиянием воспитания в обществе. Среди культурных потребностей выделяют материальные и духовные. К духовным относят потребность в эмоциональном тепле, уважении, познавательные потребности, потребность в деятельности, эстетические потребности, потребность осознать смысл своей жизни.

Мотивы поведения человека и цели поведения могут не совпадать: одну и ту же цель можно ставить перед собой, руководствуясь разными мотивами. Цель показывает - к чему стремится человек, а мотив - почему он к этому стремится.

Мотив имеет сложную внутреннюю структуру:

- с возникновением потребности в чем-то, сопровождаемый эмоциональным беспокойством, неудовольствием, начинается мотив;

- осознание мотива ступенчато: вначале осознается, в чем причина эмоционального неудовольствия, что необходимо человеку для существования в данный момент, затем осознается объект, который отвечает данной потребности и может ее удовлетворить (формируется желание), позже осознается возможность достичь желаемого с помощью каких действий, каким образом;

- реализуется энергетический компонент мотива в реальных поступках. Мотив может быть не осознанным, если осознание потребности не вполне соответствует подлинной нужде, вызывающий неудовлетворение, т.е. человек не знает подлинной причины своего поведения. К неосознанным мотивам относят: влечение, гипнотические внушения, установки, фрустрационные состояния.

К осознанным мотивам относят интересы, желания, убеждения; их побудительная сила велика, особенно убеждений – они способны управлять поведением и жизнью человека, даже превышать инстинкты самосохранения (из-за верности своим убеждениям люди даже идут на смерть) [33, с.375].

Психологи отмечают важное место в психологическом анализе деятельности мотиву. Немотивированной деятельности не может быть [26, с.33]. Мотив образует своего рода «вектор деятельности», определяющий ее направления, а также величину усилий, развиваемых субъектом при ее выполнении. Этот вектор организует всю систему психических процессов и состояний, формирующихся, развертывающихся в ходе деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие публикации:

Психосоциальная работа с пациентами психиатрической больницы
В современном обществе актуальными являются проблемы реабилитации и интеграции психически больных людей в общество, в связи с чем повышается значимость социальных аспектов оказания психиатрической помощи. Говоря об общем подходе к охране ...

Механизмы проявления страхов у детей
Механизмы проявления страха у человека является условно рефлекторным. Возможны и интуитивные проявления страха. В зависимости от авторов отмечаются разные причины страха. Дж. Боулби отмечает, что причиной страха является присутствие чег ...

Личность
Келли никогда не предлагал точного определения термина «личность». Однако он обсуждал эту концепцию в одной статье, утверждая, что личность – «наша абстракция деятельности человека и последующая генерализация этой абстракции на все аспект ...