Мотив как психологическая категория

Страница 3

Второй источник – постоянно происходящее ситуативное и онтогенетическое развитие мотивации человека, в результате мотивации человека, в результате которого предметы и воздействия уже имеющие мотивационное значение, передают такое значение практически всему, что с ними связано, вплоть до случайно сопутствующих мотивационному воздействию обстоятельств. «Единицей» ситуативного развития мотивации является отдельный акт эмоционального переключения, лежащий в основе, в частности мотивационного обуславливания. В тех случаях, когда переключающаяся на новый предмет эмоция фиксируется, обеспечивая его эмоциональное восприятие независимо от события, послужившего основой переключения, происходит онтогенетическое развитие мотивации [6, с.216]. Им также отмечено, что человек в каждый момент находится под влиянием целой системы актуализированных мотивационных отношений и побуждений, составляющих вследствие взаимодействия своего рода мотивационное поле, которое динамично и гибко определяет как достигаемые им цели, так и многочисленные нюансы, способы их достижения, например, решительность, эмоциональность, вежливость, продуманность действий и т.п. [6, с.248].

К. Левин в своей концепции мотивационную динамику изображает как проявление поведения функции целостного «жизненного пространства», охватывающего как индивида и его потребности, так и окружение. Из–за всевозможных влияний, взаимодействия с полями других людей, а также оказываемых на человека воспитательных воздействий его мотивационное поле оказывается включенным в создаваемую социальной системой тотальную мотивационную атмосферу. Такая атмосфера детерминирует мотивационное поле человека как прямо, определяя его в некоторый момент, через актуализацию потребностей, так и опосредованно, влияя на организацию и развитие потребностей. Мотивационная сфера, ее организация дробится на «единицы», которые составляются из сложных функциональных образований. В качестве такой функциональной «единицы» можно обозначить мотивационные системы, обеспечивающие ситуативное развитие мотивации путем взаимосвязанных эмоциональных специфических переключений. В типичном случае мотивационную систему составляет своего рода «ядро» - некоторое основное (ведущее) мотивационное отношение, из которого при определенных обстоятельствах способен развиться ряд ситуативных (производственных) эмоций как бы уточняющих ведущее отношение применительно к конкретным условиям ситуации. Отношение к ребенку не исчерпывается монотонной любовью, а содержит готовность сопереживать его огорчениям, радоваться успехам и развитию, испытывать тревогу, если он находится вблизи опасного места и др. Несколько другим реестром эмоций потенциально заряжен человек, стремящийся к цели, например, спортсмен на состязаниях или сопереживающий ему болельщик, но по функциональной организации и эта мотивационная система состоит из ведущего отношения, из которого при определенных условиях посредством эмоционального переключения развиваются производные. Благодаря мотивационным системам, мотивация является в психический образ не в виде директивных стратегических отношений, а как нечто развивающееся в зависимости от условий в частные побуждения тактического порядка.

Мотивационные системы различаются мерой универсальности. Наряду со сравнительно специализированными системами, соответствующими отдельным потребностям, например, связывающим мать и ребёнка, существуют такие, которые способны проявляться в принципе при удовлетворении любой потребности. Когда мать, столкнувшись с непослушанием ребёнка, сердится на него и наказывает, эта реакция обусловлена более универсальной мотивационной системой (фрустрации), способной проявляться во взаимоотношениях и с другими людьми. Универсальность мотивационных систем, их переплетенное обнаружение в различных видах деятельности являются одной из причин, затрудняющих четкую дифференциацию потребностей. Мотивационное образование, традиционно называемое потребностью, как правило, охватывает некоторое сочетание мотивационных систем, проявляющихся в специфических видах деятельности. Особого выделения заслуживает вопрос о происхождении мотивационных систем. В отдельных случаях они складываются в результате фиксации ситуативных эмоций и приобретение их предметами относительной функциональной автономности. Для учащегося, например, мотивационное значение имеет не только конечная цель, его активности – приобретение знаний и диплома, но и ряд сопутствующих условий и обстоятельств: отметки, уроки, экзамены, отдельно изучаемые предметы, учителя и др. Нет возможности сомневаться в онтогенетическом происхождении такого рода систем взаимосвязанных предметов и вызываемых ими эмоций, являющихся реальным побудителем учебной деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие публикации:

Роль тренер в создании социально-психологического климата и эффективной деятельности спортивной команды
«Человек — писал Антуан де Сент-Экзюпери, — это узел связи». И еще: «Одинокой личности не существу­ет. Тот, кто замыкается в своем одиночестве, наносит ущерб общине. Тот, кто грустит, наводит грусть на других». Что бы мы ни делали, о чем ...

Учение античных врачей
Гиппократ: учение о темпераментах. Школа Гиппократа (ок. 460–377 гг. до н.э.), известная нам по так называемому «Гиппократову сборнику», рассматривала жизнь как изменяющийся процесс. Среди ее объяснительных принципов мы встречаем воздух ...

Правила подстройки
Чтобы ваша подстройка к партнеру оказалась эффективной, вам помогут следующие правила: "Эхо", "Настроение", "Комфорт", "Логика", "Отстройка от ненужного". Подробнее: · Эхо Подстройка (по ...