Мотив как психологическая категория

Страница 5

Санкционированность личностных мотивов может иметь условный характер, связывая жизненные цели с теми или иными обстоятельствами не ясными в данный момент (если удастся убедить коллег, получить помочь и т.п.). Такого рода условные мотивы составляют часть потенциальной мотивации – важнейшей характеристики мотивационной сферы, определяющей варианты жизни человека при изменении ее условий. В широком смысле к потенциальной мотивации относятся практически все составляющие мотивационного поля, т.к. при специфическом стечении обстоятельств они могут побудить поступки человека или повлиять на них.

В заключение обобщенного описания мотивационной сферы человека следует подчеркнуть, что она находится в постоянном движении и развитии: в онтогенезе происходит постоянное доопредмечивание и переопредмечивание базовых потребностей, которые под влиянием опосредствующего их опыта и специальных воспитательных воздействий разворачиваются в сложную изменчивую и взаимодействующую организацию мотивационных систем. В ситуативном развитии мотивации происходит постоянное разворачивание в динамическое, субъективное мотивационное поле порождаемых этими системами оценок и побуждений. В развитии мотивации личности субъект находится в постоянном поиске оптимальных решений (если не стратегических, то практических) в мотивационном поле будущего; его решения формируют мотивационную системы, которые в мотивационном поле настоящего непосредственным побуждениям противопоставляют особый слой мотивации долженствования.

Направленность поведения человека в каждый момент определяется балансом, устанавливающихся в этой движущейся системе сил.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Похожие публикации:

Понятие социальной перцепции
Возникновение и успешное развитие межличностного общения возможно лишь в том случае, если между его участниками существует взаимопонимание. То, в какой мере люди отражают черты и чувства друг друга, воспринимают и понимают других, а через ...

Диалогическая природа общения
Диалог - естественная форма общения с собеседником, предполагающая наличие двух равноправных участников общения. При диалоге мало просто слушать, нужно еще и услышать. Мало просто понимать собеседника, нужно еще и принять (пусть на врем ...

Особенности и взаимосвязь кратковременной и долговременной памяти
Кратковременная и долговременная память взаимосвязаны и работают как единая система. Одна из концепций, описывающих их совместную, взаимосвязанную деятельность, разработана американскими учеными Р.Аткинсоном и Р.Шифрином. Она схематически ...