Психология допроса. Допрос - одно из важнейших, но психологически достаточно сложных следственных действий, которое обеспечивает получение доказательств в ходе профессионального общения следователя с лицами, причастными к уголовному делу. В зависимости от коммуникативной ситуации, складывающейся во время допроса следует различать допрос в конфликтной (с жестким и нежестким соперничеством) и в бесконфликтной ситуации, а поэтому всех допрашиваемых на следствии условно можно разделить на три основные категории:
1) заинтересованных в положительных результатах расследования и вследствие этого оказывающих своими показаниями помощь правоохранительным органам в установлении истины по уголовному делу;
2) безразлично относящихся к деятельности правоохранительных органов;
3) незаинтересованных в том, чтобы преступление было раскрыто и истина была полностью восстановлена, и вследствие этого противодействующих усилиям правоохранительных органов.
В соответствии с указанными моментами, а также процессуальным правовым статусом и индивидуально-психологическими особенностями допрашиваемого избирательно и строится стратегия и тактика поведения следователя при реализации данного вида профессионального общения. В самом общем плане в структуре допроса можно выделить пять основных стадий:
1) подготовка и вызов на допрос;
2) установление психологического контакта в начале профессионального взаимодействия;
3) выяснение в ходе допроса следственно значимой информации;
4) завершение допроса и психологическая подготовка допрашиваемого к возможному участию в других следственных действиях (очной ставке, предъявлении для опознания и др.);
5) профессиональный и психологический анализ итогов и в целом эффективности проведенного допроса.
Кратко раскроем суть и психологические особенности реализации каждой из указанных стадий по отношению к различным по процессуально-правовому статусу участникам следствия.
При подготовке к допросу основными задачами следователя являются создание его информационной базы; определение возможных стратегии и тактик профессионального общения; планирование и обеспечение всех условий для эффективного проведения стадий допроса[3].
Информационная база формируется из всех возможных источников (материалы дела, оперативные сведения, диагностический сбор информации о личности допрашиваемого, его образе жизни, отношение к совершенному преступлению и пр.). Готовясь к допросу необходимо также учитывать, что некоторые лица, в начале предварительного следствия в процессуальном отношении являющиеся свидетелями, в дальнейшем могут оказаться подозреваемыми, обвиняемыми. А поэтому следователь, собирая данные о конкретном субъекте, которого предстоит допрашивать, должен, во-первых, прогнозировать, какую позицию тот может занять на последующих допросах, а, во-вторых, с учетом изучения его личностных особенностей подобрать наиболее эффективные приемы психологического взаимодействия с данным лицом с учетом вероятностных моделей его поведения.
Следователь имеет возможность выбрать тот или иной способ, место и время вызова конкретного лица на допрос, что дает определенные преимущества тактического и психологического характера. Так, оперативность и внезапность вызова на допрос могут сыграть роль следственно благоприятных факторов, так как субъекту не останется времени для налаживания различных контактов с заинтересованными лицами в целях совместного принятия согласованных мер, направленных на сокрытие истины. Выбор места и пространственная организация общения во время допроса также могут влиять на реализацию следственных стратегического и тактического замыслов, в том числе с учетом характера возможных отношений (конфликтных, бесконфликтных).
Избирательность планируемой линии поведения следователя на допросе требует создания и ряда других условий, которые обусловлены выявлением конкретного типа показаний.
Установление психологического контакта с допрашиваемым с учетом психологических особенностей его личности и текущего психологического состояния является ключевым моментом для успеха данного следственного
Похожие публикации:
Психология в реальном маркетинге
Симпатичных людей, например, обычно считают более умными, успешными и популярными. Это эффект ореола в психологии. Эффект ореола работает и в маркетинге. Что стоит за феноменальным успехом Apple Computer? iPod. В 2005 финансовом году прод ...
Конфликты: виды, структура, стадии протекания
Что же такое конфликт? В психологии конфликт
определяется, как столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отноше ...
Факторы, влияющие на возникновение пограничных психических расстройств
Влияние факторов внешней среды систематически и планомерно изучается относительно недавно. Вместе с тем углубленное изучение природы такого влияния - один из важнейших путей научно обоснованной профилактики. Применительно к формированию п ...
Навигация