Особенности восприятия и понимание сюжета картин у детей с нарушениями слуха дошкольного и младшего школьного возраста.
Н. В. Яшкова исследовала восприятие и понимание сюжета картин у детей с нарушениями слуха младшего школьного возраста. Для сравнения опыты так же проводились с нормально слышащими детьми. Предполагалось описать четыре картинки по их репродукциям, на открытках. Несмотря на то, что описания репродукции, выполненные школьниками с нарушениями слуха, были бедны речевыми формами и изобиловали аграмматизмами, по этим описаниям можно было проследить, насколько дети понимают сюжет картины, на что из изображенного они обращают больше внимания. Оказалось, что школьники с нарушениями слуха чаще слышащих сверстников (почти в 2 раза) указывали на картине отдельные предметы и явления природы, их действия или состояния вне связи с действующими персонажами.
В несколько большем числе случаев (на одну треть) чем слышащие, они описывали, какие действия с предметами осуществляют те или иные персонажи. Вместе с ним дети с нарушениями слуха в 3 раза реже писали о взаимоотношениях изображенных лиц и об их эмоциях, в 6 раз реже – об их мимике и пантомимике и в 5 раз реже - о том, какое отношение к действующим лицам имеют изображенные отдельно об них предметы. Еще более редко дети с нарушениями слуха указывали и правильно раскрывали причины поступков изображенных лиц.
Для понимания дошкольниками с нарушениями слуха сюжета картины большое значение имеет верное восприятие пространственно-временных отношений предметов, на ней изображённых. Однако в том случае, когда на картине изображены люди, еще более важным оказывается понимание взаимоотношений между людьми и отношении изображенных вещей к действующим персонажам, понимание мимики и пантомимики людей, их эмоции. Как известно, понимание картин детьми совершенствуется по мере овладения новыми знаниями и жизненными представлениями.
Таким образом, зрительное восприятие у детей с недостатками слуха формируется также как у слышащих. Отсутствие слуховых ощущений и восприятий, замедленное овладение устной речью, создают особые условия для развития зрительного восприятия. Оно не доминирует, его нужно развивать.
Роль конструктивной деятельности в преодолении нарушений зрительного восприятия у слабослышащих детей дошкольного возраста
Значение конструктивной деятельности в развитии зрительного восприятия слабослышащих детей дошкольного возраста
Не менее важное значение конструктивная деятельность имеет и для развития восприятия. У детей с нарушениями слуха наблюдается определённое своеобразие зрительного восприятия по сравнению со слышащими: они затрудняются в мыслительном расчленении воспринимаемых предметов, в установлении правильных отношений сложного целого и его частей, в различении формы, контура, в восприятии изображений на картинках. Практическое изготовление различных окружающих нас предметов, изображений, формирование навыков конструирования предполагает членение объектов на части, подробный и многосторонний анализ и синтез. Всё это делает зрительное восприятие более тонким и дифференцированным.
У глухих детей позднее формируется восприятие объёмной формы и контура. Развитие восприятия объёмной формы и контура предмета происходит в процессе взаимодействия зрительного анализатора с кинестетическим, дети познают другие формы (брусок, цилиндр, куб и т. д.). Также конструктивная деятельность способствует развитию пространственных отношений. Дети с нарушениями слуха изготавливая картинку, учатся выделять три плана. На третьем – располагаются наиболее удалённые предметы, следуют более маленькие, по размеру, которые могут быть частично закрыты предметами первого и второго плана. На занятиях по конструктивной деятельности используются различные технологии, например на развитие процесса осязательного восприятия (ощупывание предмета, не видя его, игровые ситуации).
Похожие публикации:
Правила подстройки
Чтобы ваша подстройка к партнеру оказалась эффективной, вам помогут следующие правила: "Эхо", "Настроение", "Комфорт", "Логика", "Отстройка от ненужного". Подробнее:
· Эхо
Подстройка (по ...
Общее понятие о личности. Основные факторы и механизмы развития личности
Личность базовое понятие в психологии – это социальное качество индивида; субъект общественных отношений. Личность – индивид занимающий опред-ное положение в общ-ве, выпол-щий опред-ную общ-но – полезную деятельность и отличающийся присущ ...
Социальная идентичность: понятие, условия и критерии формирования
Социальная идентичность - это результат процесса социальной идентификации, под которым понимается процесс определения себя через членство в социальной группе. Социальная идентификация выполняет важные функции, как на групповом, так и личн ...
Навигация