Основатель логотерапии В. Франкл рассматривает актуализацию как постижение «созидательных» ценностей, «ценностей переживания и ценностей отношений», то есть жизнь требует от человека духовной гибкости, с тем, чтобы он мог регулировать свои усилия сообразно с возможностями, которые она ему предоставляет. Процесс «постижения смысла» характеризует более высокую стадию развития, чем «присвоение» уже известного, «представленного» человеку смысла. Именно в этом и выражается процесс самоактуализации. «Осуществляя смысл, человек реализует сам себя»[37, С.156]
Как отмечает Л. Столяренко, анализируя концепцию В.Франкла - деградации личности могут способствовать психологические и социальные факторы. Этапы деградации личности складываются из:
1) формирования психологии «пешки», глобального ощущения своей зависимости от других сил (феномен «выученной беспомощности»);
2) создания дефицита благ, когда ведущими становятся первичные потребности в пище и выживаемости;
3) создания «чистоты» социального окружения, т.е. разделение людей на «хороших» и «плохих», «своих» и «чужих», создания вины и стыда за себя;
4) создания культа «самокритики», признания даже в совершении тех неодобряемых поступков, которые человек никогда не совершал;
5) сохранения «священных основ» (запрещается даже задумываться, сомневаться в основополагающих предпосылках идеологии);
6) формирования специализированного языка (сложные проблемы спрессовываются до коротких, очень простых, легко запоминающихся выражений).
В результате всех этих факторов для человека становится привычным «нереальное существование», поскольку из сложного, противоречивого, неопределенного реального мира человек переходит в «нереальный мир ясности, упрощенности». У человека формируется несколько «Я», изолированных функционально друг от друга. Образуется «экзистенциональный вакуум», когда человек потерял «животные инстинкты», социальные нормы, традиции, определяющие, что человек должен делать, и в результате он сам не знает, что он хочет (а может уже ничего не хочет), и тогда он делает то, что хотят другие, выступая «пешкой» в чужих руках («воскресный невроз») [37, С.129]. Такому человеку, по мнению В. Франкла, требуется «логотерапия - борьба за смысл жизни». Не человек спрашивает себя, в чем смысл его жизни, а жизнь спрашивает нас, и мы даем ответ своей жизнью.
Самоактуализирующиеся люди стремятся к реализации высших ценностей, которые, как правило, не могут быть сведены к чему-то более высокому. Эти ценности (среди них добро, истина, порядочность, красота, справедливость, совершенство и др.) выступают для них как жизненно важные потребности.
Существование для самоактуализирующейся личности предстает как процесс постоянного выбора, как непрестанное решение гамлетовской проблемы «быть или не быть». В каждый момент жизни у личности есть выбор: продвижение вперед, преодоление препятствий, неизбежно возникающих на пути к высокой цели, или отступление, отказ от борьбы и сдача позиций. Самоактуализирующаяся личность всегда выбирает движение вперед, преодоление препятствий. Самоактуализация, вместе с тем, предполагает опору на собственные силы, наличие у человека самостоятельного, независимого мнения по основным жизненным вопросам. Это процесс постоянного развития и практической реализации своих возможностей. Это «труд ради того, чтобы сделать хорошо то, что человек хочет сделать». Это «отказ от иллюзий, избавление от ложных представлений о себе» [37, 190].
Самоактуализирующейся личности присущи следующие особенности:
- полное принятие реальности и комфортное отношение к ней (не прятаться от жизни, а знать и принимать ее);
- принятие других и себя («Я делаю свое, а ты делаешь свое. Я в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям. И ты в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям. Я есть я, ты, есть ты. Я уважаю и принимаю тебя таким, каков ты есть»);
- профессиональная увлеченность любимым делом, ориентация на задачу, на дело;
- автономность, независимость от социальной среды, самостоятельность суждений;
- способность к пониманию других людей, внимание и доброжелательность к людям;
Похожие публикации:
Содержание бессознательного
Фрейд считал, что психика состоит из трех слоев - сознательного, предсознательного и бессознательного, - в которых и располагаются основные структуры личности. Содержание бессознательного, по мнению Фрейда, недоступно осознанию практическ ...
Овладение грамматическим строем речи. Овладение морфологией
Отечественный лингвист А.Н. Гвоздев выявил следующую последовательность усвоения ребёнком грамматических форм русского языка: число существительных — уменьшительная форма существительных категория повелительности — падежи — категория врем ...
Особенности развития Я-концепции школьников во взаимосвязи с учебной
успеваемостью
В школе, где ученики каждый день приобретают новый социально-культурный опыт, изменение Я-концепции становится закономерным явлением, ведь там детей каждый день беспрерывно оценивают учителя и одноклассники. Соответственно, их Я-концепция ...
Навигация