Самоактуализация как осмысление своего назначения в мире

Статьи по психологии » Влияние уровня притязаний на характер самоактуализации личности » Самоактуализация как осмысление своего назначения в мире

Страница 3

- постоянная новизна, свежесть оценок, открытость опыту;

- различение цели и средств, зла и добра («не всякое средство хорошо для достижения цели»);

- спонтанность, естественность поведения;

- юмор;

- саморазвитие, проявление способностей, потенциальных возможностей, самоактуализирующее творчество в работе, любви, жизни;

- готовность к решению новых проблем, к осознанию проблем и трудностей, к осознанию своего опыта, к подлинному пониманию своих возможностей, к повышению конгруэнтности [21, С.189].

Конгруэнтность это состояние целостности и полной искренности, когда все внутренние убеждения, стратегии и поступки человека полностью согласуются между собой и ориентированы на получение желаемого результата. Развитие личности – это повышение конгруэнтности, повышение понимания своего «реального Я», своих возможностей, особенностей, это актуализация как тенденция к пониманию своего «реального Я».

Активная позиция по отношению к действительности, изучение и преодоление реальности, а не бегство от нее, способность видеть события своей жизни такими, какие они есть, не прибегая к психологической защите. Понимание того, что за отрицательной эмоцией скрывается проблема, которую надо решить, готовность идти навстречу проблемам, отрицательным эмоциям, чтобы найти и снять помехи для личностного роста – вот что позволяет человеку достичь понимания себя, смысла жизни, внутренней гармонии и самоактуализации [7, С.129]. Таким образом, предполагается, что люди в основном стремятся вперед и при подходящих условиях полностью реализуют свой врожденный потенциал.

Основное в жизни зависит от самого человека. Наперекор всевозможным трудностям, человек способен сделать свою жизнь более удачной, творческой и счастливой. Чтобы раскрыть эти способности, необходимо определить главные ориентиры, выбрать свою концепцию жизни. В общем случае, как отмечает П. Иваницкая, мы имеем дело со специфической психологической категорией «стратегии жизни», которая определяется как «целостное представление человека об основных путях и методах достижения своей стратегической цели в жизни» [23, С.14].

Конечно, естественное течение жизни всегда вносит свои коррективы. Но, невзирая на это, процесс жизнетворчества предусматривает: осмысление человеком своего назначения; выработки жизненной концепции и жизненного кредо; сознательный выбор жизненных целей и оформление их в жизненную программу как систему долговременных целей и средств их достижения в определенной временной перспективе.

«Основная жизненная цель, - писал Г. Ващенко, - которую ставит перед собой человек, является двигательной силой в ее деятельности, тем стержнем, около которого концентрируются сила и способности. Поэтому можно считать, что она, как выражение воли человека, формирует его психически и физически»[11, С.121].

Существуют разные концепции жизни и способы их реализации – потребительская и жизнеутверждающая. Они могут войти в обоснование человеком активности своего «Я». Как определить то главное в жизни человека, что требует понимания и пояснения? Можно ответить так: любовь, труд, знания. Можно изменить последовательность этих слов, но они все равно останутся, по сути, тем самым: высшие чувства, организованная активность, познавательная деятельность, «Я» - активность. Имеет ценность то, что эволюционирует. Эволюция – это путь к совершенству, который еще называют моральным сознанием и формированием идеалов [11, С.144].

Человек может и должен стать творцом собственной психической реальности. Из философии известно, что критерий истины – практика. У каждого много практик, их успешность – это здоровье, полноценная радостная жизнь, которая движется, как писал А. Маслоу, потребность в развитии жизни, а не желание удовлетворить основные потребности. И нельзя не согласиться с автором, что «полное отсутствие разочарований, боли, неудач, также таят в себе опасность. Чтобы стать сильным, человек должен выработать в себе умение переживать разочарования, способность воспринимать физическую реальность как что-то абсолютно индифферентное относительно человеческих желаний, способность любить других людей и получать такое же самое наслаждение от удовлетворения их потребностей, как от удовлетворения своих желаний» [21, С.91].

Страницы: 1 2 3 4

Похожие публикации:

Детерминация возникновения девиаций в поведении подростков
Подростки от 14 до 18 лет составляют около 8% населения всей страны, однако на их долю приходится 16% регистрированных преступлений. За последнее десятилетие преступность выросла в 1,5 раза. В 2008 году по данным КДН 2/3 совершенных прес ...

Движение и действия младенца
На протяжении первого года жизни ребенок достигает больших успехов, овладевая передвижением в пространстве и простейшими действиями с предметами. Он научается держать головку, садиться, ползать, передвигаться на четвереньках, принимать ве ...

Исследования представлений студентов о карьере
Ранняя взрослость, это важный этап вхождения во взрослую жизнь со всем ее многообразием. И один из главных выборов в этот период является выбор профессионального пути, на этот выбор влияет множество факторов: социальных, психологических, ...