Организация обучения слепоглухих детей за рубежом

Страница 1

История обучения слепоглухих детей, насчитывающая уже более 150 лет, не раз освещалась в работах отечественных авторов. Однако эти описания затрагивали опыт только сравнительно отдаленного периода — с середины прошлого века и до первых десятилетий нынешнего[1]. Между тем со времени второй мировой войны в этой области произошли большие изменения, о которых в нашей стране публикаций почти нет.

Известно, что первый опыт по обучению слепоглухих детей принадлежит Соединенным Штатам Америки. С 1837 г., когда там началось обучение слепоглухой Лауры Бриджмен, и принято исчислять историю

этой отрасли педагогики. В это же время было создано первое учебное отделение для слепоглухих при Институте слепых Перкинса, недалеко от г. Бостона. Именно в этой школе обучалась и знаменитая слепоглухая Эллен Келлер. Отделение это продолжает существовать и сейчас, недавно оно отметило свое 150-летие. В 1939 г. в США было зарегистрировано 69 слепоглухих детей, из которых обучались только 24: 18 — в Перкинсовской школе слепых в г. Бостоне, остальные — при школах слепых или глухих в других городах Северной Америки [2]. В середине 50-х гг. в США был проведен новый учет детей с нарушениями зрения и слуха, который выявил уже 252 слепоглухих ребенка. В то время из-за недостатка квалифицированных педагогов смогли приступить к обучению только 74. В конце 50-х гг. по инициативе Перкинсовской школы была организована специальная подготовка учителей для слепоглухих детей при Бостонском университете, который уже к 1964 г. выпустил 40 квалифицированных педагогов.

В 1963—1965 гг. в результате трагических последствий эпидемии краснухи, затронувшей население многих стран, в США резко возросло число новорожденных слепоглухих. За эти годы в США было зарегистрировано рождение около 5000 детей с различными дефектами, из которых примерно 2000 имели глубокие нарушения зрения и слуха. В настоящее время в США проживает более 1300 слепоглухих, рождение которых пришлось на упомянутые годы. Потребовались специальные правительственные меры для оказания помощи этим детям. Указом правительства США в 1968 г. было организовано 8 региональных административных центров для обслуживания слепоглухих на всей территории США, в 1984 г. таких региональных центров было уже 10. Их задачей была координация всех имеющихся возможностей по выявлению, диагностическому обследованию, лечению и организации обучения слепоглухих детей. Один из таких центров по обслуживанию слепоглухих в Новой Англии был открыт при Перкинсовской школе в 1969 г., к 1980 г. в нем обучались уже 60 детей. Для слепоглухих детей были созданы специальные программы, по которым идет обучение детей с 5 до 22 лет. Слепоглухие старше 5 лет (дети младше 5-летнего возраста обучаются вместе со слепыми сверстниками) учатся по программам начального уровня, имеющим целью развитие общения, обучение навыкам первоначального чтения и математики, самообслуживания и социальной ориентировки. После 12 лет, в зависимости от результатов начального обучения, слепоглухих детей разделяют на две группы: первая' ориентируется на приобретение навыков повседневной жизни и бытового труда, а вторая продолжает академический курс обучения. В последние годы в школе созданы специальные программы для обучения слепоглухих умственно отсталых детей .

С 1969 г. всю работу по выявлению, учету, изучению и предпрофессиональной подготовке слепоглухих в США координирует Национальный центр им. Эллен Келлер для слепоглухой молодежи и взрослых, созданный при поддержке правительства США Фондом для слепых им. Э. Келлер. Этот центр расположен в Нью-Йорке. В 1980 г. количество слепоглухих в возрасте до 21 года уже составляло в США 5998 человек (общее число слепоглухих в США — 40 000чел.), которые обучались при самых различных учебных учреждениях США. В специальных частных и государственных школах училось 1104 ребенка, в государственных институтах для умственно отсталых детей находилось 2124 слепоглухих, остальные обучались на дому или при самых разных типах дневных школ США. При этом методы оценки уровня развития слепоглухого ребенка и характер его обучения целиком определяются условиями того региона США, в котором проживает ребенок. В частных специальных школах (как правило, это школы для слепых или глухих детей) обучение слепоглухих осуществляется индивидуально при соотношении один учитель на группу из двух учеников или один учитель — один ученик. Кроме того, к обслуживанию учебного процесса привлекаются врачи, логопеды, психологи, различные научные консультанты. Государственные институты умственно отсталых имеют гораздо худшие условия для слепоглухих детей: учителя в них работают с большей учебной нагрузкой при меньшей зарплате, один учитель занимается с пятью слепоглухими .

Страницы: 1 2 3 4

Похожие публикации:

Характеристика подхода и личность автора
Гарри Стек Салливан – создатель новой идеи, известной как «межличностная теория психиатрии». Ее главный принцип заключается в следующем: личность – это «относительно устойчивый рисунок периодически возникающих межличностных ситуаций, хара ...

Цели создания групп и взаимодействие между членами группы
Общая цель данной группы формируется на основе индивидуальных целей, которые регулируются на начальном этапе социальным работником. Основная тема – помощь друг другу, поэтому данная группа может рассматриваться как определенная система вз ...

Раппорт и синхронизация опыта
При осуществлении любой коммуникации абсолютно необходимо существование раппорта. Что обозначает раппорт? Раппорт – это способность удерживать внимание других и создавать в них уверенность в том, что у вас есть знания, интерес, опыт и пон ...