Организация специальной помощи слепоглухим в Польше

Страница 1

Проблеме обучения и воспитания слепоглухих в польской специальной педагогике начали уделять внимание в 1938 г. В специальной школе-интернате дм слепых в Лясках тогда обучались двеслепоглухие девочки, 10 и 17 лет. Одна из них стала терять слух и зрение в возрасте 14 лет. Но подробная информация об этих девочках безвозвратно пропала во время Второй мировой войны.

В 1953 г. в г. Ляски вблизи Варшавы было начато обучение 14-летней сле-поглухой Кристины Хришкевич, которая потеряла слух и зрение в возрасте 15 мес. после перенесенного менингита. Обучением ее занялась слабовидящая монахиня Эмануэля Езерска, разработавшая индивидуальный метод общения с Кристиной «в ладонь» по образцу алфавита для слепоглухих Лорм. Слепоглухую девочку обучали чтению, письму, основам математики, географии, биологии, речевому общению, физкультуре, самообслуживанию и социально-бытовой ориентировке. После 10-летнего обучения и реабилитации в школе она самостоятельно читала простые тексты, составляла небольшие сочинения, считала, вычитала и складывала в пределах 100, имела представление о географии Польши, строении человеческого тела и некоторых животных. В этой школе Кристина оставалась до 24 лет. Затем ее перевели в приют для слепых женщин в поселке Жилув в Восточной Польше. Этот приют всегда принадлежал католической церкви, поэтому в нем работают монахини. Кристина Хришкевич живет там и сейчас, недавно ей исполнилось 63 года. К сожалению, за годы проживания в приюте она утратила почти все знания и умения, которыми овладела в Лясках, и нуждается сейчас в помощи даже при самообслуживании.

До конца 80-х гг. прошлого столетия о других случаях обучения слепоглухих детей в Польше не было известно.

В настоящее время в нашей стране нет специальных учебных учреждений для слепоглухих детей и взрослых. Большинство слепоглухих детей посещают специальные школы для умственно отсталых, глухих, тугоухих, слепых или слабовидящих.

В 1989 г. в специальной школе-интернате для слепых и слабовидящих детей в г. Быдгощ была организована первая группа слепоглухих детей, а год спустя открыта вторая. С 1992 г. существуют три группы слепоглухих детей разного уровня развития. Реабилитацией отдельных слепоглухих детей продолжает заниматься школа-интернат для слепых в Лясках.

В 1996 г. Министерство народного образования Польши издало постановление № 9 об учебных планах начальных, профессиональных и средних школ. В постановлении представлен впервые учебный план обучения слепоглухих детей, где было определено количество учебных часов в неделю для младших (I—IV классы) и старших школьников (V—VIII классы). По этому плану обучение младших слепоглухих школьников по всем предметам должно проводиться одним учителем, а в старших классах вводится обучение разными учителями. В учебном плане для слепоглухих выделены дополнительные занятия по индивидуальной реабилитации (общеразвивающие, коррекцион-но-компенсаторные, физиотерапевтические, логопедические и др.), которые организуются школой в зависимости от потребностей учеников. Директору школы была предоставлена возможность утверждать индивидуальные и экспериментальные планы обучения детей (раньше все учебные планы утверждались только воеводскими управлениями по народному образованию). В начальной школе (I—IV классы) сле-поглухие дети должны изучать польский язык, обществоведение, природоведение, математику, техническое обучение, изобразительное искусство, физкультуру, пространственную ориентировку и передвижение. На них отводилось 22 ч в I—II классах, 25 ч в III классе и 26 ч в IV классе. На индивидуальные занятия было отведено в I—IV классах по 10 ч еженедельно.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие публикации:

Личностная адаптация
Сохранение здоровья и ощущение благополучия возможно лишь при достаточной адаптированности к социальной и природной среде, при непрерывно протекающих процессах адаптации. Подчеркнем принципиальное значение активности личности и соотношени ...

Структура и стадии формирования психологической зависимости от компьютерных игр
В этой главе изложена структура психологической зависимости от компьютерных игр, т.е. некоторые устойчивые тенденции подъема и спада величины зависимости во времени. На основе этого выдвинуто предположение о стадиальном характере развития ...

Состояние и задачи современной психологии
Невозможность постигнуть божественную схему мира не может, однако, отбить у нас охоту создавать наши, человеческие схемы, хотя мы понимаем, что они – временны. Борхес Х.Л. [7 ] Современная психология представляет собой весьма разветвленн ...