Организация специальной помощи слепоглухим в Польше

Страница 2

В старших классах (V—VIII) слепоглухие ученики должны изучать: польский язык, историю, математику, профессиональную подготовку, изобразительное искусство, физкультуру, обществоведение. На перечисленные предметы еженедельно отводилось в V—VI классах — 26 ч, в VII — 31 ч, в VIII — 33 ч. Индивидуальные занятия занимают по этому плану еженедельно в V—VI классах — 8 ч, в VII—VIII классах — 6 ч (указанное в учебном плане количество часов на индивидуальную работу относится ко всему классу).

В 1999/00 уч. г. в Польше приступили к внедрению школьной реформы. Она основана на введении 6-летней начальной школы, 3-летней гимназии и 3-летней средней или профессиональной школы. В связи с реформой внесены коррективы учебных планов для слепоглухих детей. Постановление министра народного образования «О способах перехода начальных школ к новой школьной системе, о создании гимназий и учебных планах» издано 15 февраля 1999 г. В постановлении дана возможность продления каждого этапа обучения на год и больше. В I—IV классах никаких изменений в учебном плане не произошло, но пока не установлен учебный план для слепоглухих, обучающихся в гимназии. В настоящее время в Польше созданы учебные планы для учеников гимназии, которые имеют сложный дефект или аутизм без интеллектуальных нарушений.

На практике обучение слепоглухих, детей, несмотря на тип школы, осуществляется по индивидуальным программам. Такие программы учитывают индивидуальные возможности слепоглухого ребенка, а также уровень его актуального развития.

Некоторое число детей с патологией органов слуха и зрения обучаются массовых или интеграционных школах. Там их обучение, как правило, носит частично индивидуальный, частично групповой характер. Это означает, что ребенок участвует в групповых занятиях по изобразительному искусству, музыке, физкультуре, труду, которые проводит классный руководитель со всем классом. Другие предметы (математику, польский язык, обществоведение) изучает индивидуально со специальным тифло- или сурдопедагогом. Согласно постановлению министерства, на подобное индивидуальное обучение слепоглухого ребенка в массовой школе выделяется от 6 до 8 ч еженедельно. Слепоглухие дети, обучающиеся в массовых или интеграционных школах, занимаются по индивидуальным программам обучения или по общепринятой специальной программе, рекомендуемой психолого-педагогическими консультационными пунктами (например, по программе школы для умственно отсталых детей, школы глухих или слепых). В массовой школе слепоглухой ребенок имеет возможность налаживать отношения с нормально развивающимися сверстниками, воспитываться в открытой общественной среде. Это положительно влияет на его социализацию и подготовку к будущей жизни в обществе, обогащает индивидуальный опыт ребенка. При этом нормально развивающиеся сверстники знакомятся с особенностями контакта ровесниками, имеющими сенсорные нарушения, учатся понимать и уважать их проблемы, совершенствуют положительные черты характера, а также овладевают навыками оказания помощи таким детям.

Встречаются, но достаточно редко в случаи обучения слепоглухих детей в массовой школе по общей программе. Массовое обучение, как правило, касается слабослышащих детей с полноценными возможностями интеллектуального развития. Обучение в массовых школах требует огромного труда и усилий со стороны ребенка и его семьи. Многое зависит также от положительного отношения к ребенку со стороны учителя и одноклассников. Такие отношения не всегда складываются и многие слепоглухие дети из массовых или интеграционных школ через некоторое время все-таки попадают в специальные школы.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие публикации:

Конфликты: виды, структура, стадии протекания
Что же такое конфликт? В психологии конфликт определяется, как столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отноше ...

Интегральная йога
Интегральная йога (англ. Integral yoga) — один из современных видов йоги, основанный на учении Шри Ауробиндо [55]. Интегральной йогой называют комплексный подход к духовному совершенствованию духа и тела. В настоящее время существуют неск ...

Понятие о ценностных ориентациях личности
Ценностные ориентации - одна из ведущих характеристик личности человека, той уникальной формой осознания личностью особенностей развития общества в целом, своей социальной среды, сущности собственного «Я», которое характеризует мировоззре ...