Основы общей психопатологии

Статьи по психологии » Основы общей психопатологии

Страница 2

– исход (постманифестная), при котором возможны: выздоровление (характерно для острых психозов, исключительных состояний); ремиссия (улучшение клинического состояния в виде различной по времени и степени компенсации болезни); дефектное состояние (преобладает вялотекущее течение болезни, она как бы останавливается, но стойкие необратимые изменения личности и характера, явления нарастающего слабоумия остаются); летальный исход (смерть пациента наступает в результате соматических осложнений).

От психических заболеваний с прогрессирующим течением (например, шизофрении) необходимо отличать болезненные нарушения психики, при которых нет прогрессирования болезненного процесса и нарастания патологических расстройств. К таким заболеваниям относятся олигофрения, иногда последствия черепно‑мозговой травмы. В то же время психиатры отмечают, что эти состояния у психически больных в течение жизни могут изменяться в основном в сторону ухудшения (как правило, под воздействием психогенно обусловленных коллизий, алкоголизации, наркотизации, соматических заболеваний).

В основу классификации психических болезней положены психологический принцип и терминология (так исторически сложилось в психиатрии), которые довольно относительны и субъективны. Тем более, как известно, психология, в отличие от психиатрии, изучает нормальные и болезненные проявления психики только при обычном (здоровом) функционировании головного мозга, а не при острых и хронических нарушениях психической деятельности у больных людей.

Наиболее элементарной формой психической деятельности считаются ощущения, при помощи которых в головном мозгу отражаются отдельные свойства и явления объективного мира, непосредственно воздействующие на органы чувств человека. Особенности их расстройств и образуют различные симптомы (качественные признаки паталогического состояния или болезни).

Восприятие – психический процесс, отражающий в сознании человека действительность, предметы и явления, непосредственно воздействующие на органы чувств. При этом возможно нарушение комплекса ощущений, отражающих предмет на основе предшествующего опыта (проявляется в иллюзиях, галлюцинациях, псевдогаллюцинациях).

При расстройстве мышления констатируют: нарушение объективно существующих связей между явлениями, обобщениями фактов и образованием понятий; нарушение речи (которая может быть замедленной, заторможенной, ускоренной, разорванной, бессвязной, обстоятельной, резонерской и т.д.); слабость мышления и неспособность к критической оценке, приводящие к слабоумию врожденному (при олигофрении), приобретенному (при шизофрении).

Сознание – высшая форма психики, возникшая в процессе общественной деятельности людей при постоянном общении между собой с помощью языка, открывающая человеку возможность обобщенного и всестороннего знания законов природы и общества, преобразования окружающего мира. При его расстройствах психическая деятельность теряет целенаправленный, подконтрольный, осознанный характер, исчезают ясность, осмысленность поведения, способность ориентироваться в пространстве, во времени (при этом отмечается помрачение сознания, оглушенность, аменция, деперсонализация и др.). [2]

При нарушениях памяти происходит потеря способности головного мозга фиксировать и сохранять следы ощущений, восприятий и деятельности, то есть удерживать в памяти их объекты; память может ослабевать при новых впечатлениях и сохранять старые, резко ослабевать на отдельные события или периоды времени в прошлом и настоящем. При этом фиксируют амнезию и ее разновидности – парамнезию, конфабуляцию.

При расстройствах эмоций (чувств) нарушается субъективное отношение человека к внешнему миру и внутреннему состоянию. Отмечается эмоциональная неадекватность, тупость, холодность, может выявляться маниакальность, депрессия, дисфория, аффект (наивысшее напряжение чувств).

Некоторые особенности мыслительной (умственной) деятельности имеют преобладающее значение при анализе деяний подэкспертных лиц.

Влечение – такое состояние, при котором независимо от сознания возникают субъективно переживаемые потребности, стимулирующие деятельность человека и придающие ей определенную направленность (например, половое); оно может быть импульсивным, контрастным, навязчивым.

Интеллект – умственная способность, определяющая психическую деятельность человека, его уровень знаний, опыта, интуицию; он может быть высоким, низким и т.д.

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие публикации:

Концепция Л.С. Выготского
Если большинство концепций рассматривают развитие как приспособление человека к окружающей его среде, то Л.С. Выготский осмысливает среду как источник развития высших психических функций человека. В зависимости от возраста последнего изме ...

Признаки лидерства
Вся жизнь человека протекает в социальном контексте, он живет и действует в составе разнообразных групп и, следовательно, всю жизнь испытывает влияние всевозможных формальных и неформальных лидеров; ими могут быть люди разных личностных к ...

Психологическая коррекция
Психологическая коррекция представляет собой направленное психологическое воздействие для полноценного развития и функционирования индивида. Термин «психологическая коррекция» получил распространение в начале 70-х годов. В этот период пси ...