Основы общей психопатологии

Статьи по психологии » Основы общей психопатологии

Страница 5

Психиатрическое обследование – это комплекс медицинских мероприятий, в который входит сбор анамнеза (истории заболевания и жизни испытуемого), определение психического статуса, различные методы исследования и медицинское наблюдение за ним. При сборе анамнеза врачи обращают внимание прежде всего на сведения о психическом и соматическом (физическом) развитии, состоянии психического здоровья обследуемого в прошлом, данные о наследственности (то есть о психических заболеваниях и чертах характера близких родственников), становлении личности больного в разные возрастные периоды, отклонениях при этом. Выясняются особенности поведения пациента в детском, подростковом и юношеском возрастах, усвоение им школьной программы, овладение профессиональными навыками и знаниями, его интересы, привычки, увлечения, их постоянство и глубина. Врачей всегда интересует личная жизнь подэкспертного, состояние семейных отношений и трудовая биография. Кроме того, психиатры в своих исследованиях учитывают данные о перенесенных сомато-неврологических и иных заболеваниях, черепно‑мозговых травмах, об употреблении алкоголя и наркотиков.

Имеют значение и причины отсрочки от призыва в армию, обследования (в прошлом) в психиатрических учреждениях и мотивы их проведения, сведения об асоциальных поступках и судимостях. Собирается подробная информация о психических отклонениях, странностях в поведении, проведенном лечении и консультациях у психиатров и пребывании под наблюдением в психоневрологических и наркологических диспансерах.

Сведения, полученные от испытуемого (больного), называются субъективным анамнезом, а данные, полученные от лечебных учреждений, специалистов-медиков, из материалов уголовного дела, – объективным анамнезом. Необходимо подчеркнуть, что эксперт-психиатр может беседовать с родственниками подэкспертного только с разрешения следователя и в исключительных случаях. При проведении судебно‑психиатрической экспертизы психиатры большое значение придают различным документам (характеристикам, аттестациям), которые дают представление об испытуемом, его личностных особенностях как в прошлом, так и в период совершенного деяния, особенно если интересующие экспертов данные представлены в подлинниках или медицинских документах.

Определение психического статуса в период обследования подэкспертного достигается прежде всего путем бесед с ним психиатра и постоянного наблюдения за его поведением, фиксацией симптомов и синдромов, их динамики. При проведении судебно‑психиатрической экспертизы возможно применение других методов, уточняющих черты личности больного и способствующих установлению диагноза. Важным вспомогательным методом является экспериментально‑психологическое исследование, которое дает представление о личностных особенностях обследуемого, характере и глубине его психических расстройств. При этом с помощью психологических тестов и методик определяют отдельные стороны психических возможностей обследуемого (восприятие, мышление) и их нарушения.

Обязательным при исследовании психического статуса испытуемого является физическое, лабораторное, биохимическое и инструментальное обследование, необходимое для решения лечебных, диагностических и экспертных задач, так как ряд психопатологических нарушений сопровождается изменениями со стороны сомато-неврологической сферы. Констатация их уточняет диагноз о расстройствах психической деятельности[5].

[1] Волков В.Н. Судебная психиатрия: Учебник. – М., 1998.

[2] Волков В.Н. Судебная психиатрия: Курс лекций. – М., 1998.

[3] Волков В.Н. Судебная психиатрия: Краткий словарь терминов для юристов. – М., 1996.

[4] Методические указания МЗ СССР № 06-14/33-14 от 02 сентября 1988 г. “Медицинское освидетельствование для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения”.

[5] Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. // Российская газета от 18.08.1993.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Похожие публикации:

Основные методы группового консультирования
Методы группового развития. Данный групповой метод направлен на развитие социальной компетенции клиентов, межличностных отношений, потребности в формировании безопасной окружающей среды. В центре групповой работы — личностный рост клиенто ...

Использование дидактической игры для коррекции памяти у детей с задержкой психического развития
Смысловая память основана на понимании, то есть на деятельности мышления, и связана с развитием языка. В процессе смыслового запоминания в первую очередь создаются пригодные для запоминания связи – крупные структурные единицы припоминания ...

Познавательные процессы и их характеристика
Важнейшими познавательными процессами являются внимание, память, мышление, воображение, восприятие и речь. Они тесно взаимосвязаны. Рассмотрим особенности каждого из них [13] Внимание - это процесс сознательного или бессознательного (пол ...