Основы общей психопатологии

Статьи по психологии » Основы общей психопатологии

Страница 3

Критика – умственная способность человека проанализировать и оценить (разобрать) свои (чужие) поступки, действия, высказывания; она может быть нарушена или отсутствовать.

Воля – умственная способность человека действовать для реализации сознательно поставленной цели, преодолевая внутренние и внешние препятствия; она может быть нарушена или отсутствовать.

Нередко в актах судебно-психиатрических экспертиз упоминаются симптомы негативные и позитивные. Симптом психический негативный (минус симптом) – общее название наблюдаемых при психических болезнях признаков обеднения личности больного, изменения его склада, ослабления психической деятельности (астения, ступор). Симптом психический позитивный (плюс симптом) – общее название наблюдаемых при психических болезнях признаков усиления психопатологической деятельности (бред, галлюцинации, аффект, аккумуляция аффекта).

Синдромы (симптомокомплексы) – совокупность симптомов, объединенных единым патогенезом. Последовательная смена их образует клиническую картину психического заболевания и отражает закономерности его развития в динамике болезненного процесса. Различают семь основных групп синдромов.

I группа – невротические, в которую входят: астенический, при котором преобладают вегетативные нарушения (наиболее распространенный), истерический (возникает под влиянием психотравмирующих факторов чаще у лиц с повышенной внушаемостью и самовнушаемостью, характеризуется полиморфными психическими, вегетативными, соматическими нарушениями), навязчивый (на фоне тревожно-подавленного настроения отмечаются стойкие навязчивые расстройства), ипохондрический (необоснованный страх за свое здоровье), сенестопатический (тягостные ощущения на теле) и другие синдромы.

II группа – аффективные, в основе которых лежат расстройства эмоций и настроения. В зависимости от аффекта различают: маниакальный, депрессивный, галлюцинаторный, параноидный (психозы с бредовыми расстройствами), парафренный (бред величия), сверхценных идей (определяющих поведение и подчиняющих личность), галлюцинаторно‑параноидный (психического автоматизма или Кандинского‑Клерамбо, псевдогаллюцинации, бред преследования и воздействия) и другие синдромы.

III группа – кататонические, для которых характерны двигательные нарушения в виде возбуждения (принятие неестественных поз, кривляние и др.) или заторможенности (ступора).

IV группа – помрачения сознания (преходящие кратковременные грубые нарушения психической деятельности). Для них типичны: отрешенность от окружающего, дезориентировка (в том числе и собственной личности), нарушение мышления, запамятование. В этой группе выделяют и такие синдромы, как оглушение, делириозный (ложная ориентировка, истинные зрительные галлюцинации, иллюзии, бред, двигательное возбуждение), онейроидный (фантастические переживания), аментивный, суженного сознания и др.

V группа – амнестические, для которых характерны психические расстройства: амнезия, дезориентировка, конфабуляции.

VI группа – синдромы слабоумия. Характеризуется изменением личности (заострение черт характера), дисгармонией (расстройством характерологических черт, изменением особенностей характера) и собственно слабоумием, которое может быть врожденным (например, при олигофрении) и приобретенным (деменция, например, у лиц, перенесших черепно-мозговые травмы, страдающих атеросклерозом, перенесших заболевания головного мозга). Слабоумие может быть тотальным (полным) или частичным (лакунарным).

VII группа – психоорганические, при которых обнаруживают нарушение памяти и интеллекта, лакунарную и тотальную аффективность на фоне эмоциональной неустойчивости и астенических нарушений (например, при травмах и заболеваниях головного мозга и их осложнениях, в инволюционном периоде).

Кроме того, синдромы так же, как и симптомы, различают по возможности прогрессирования клинических проявлений. Поэтому среди них выделяют: позитивные (продуктивные) психопатологические синдромы, имеющие тенденцию к обратному развитию и восстановлению нормальной психической деятельности (например, астенический, истерический, аффективный, помрачения сознания), и негативные (дефицитарные) – довольно стойкие, необратимые (например, амнестический, слабоумия)[3].

Современная классификация психических заболеваний создана Всемирной организацией здравоохранения. Она учитывает причины возникновения психических расстройств, характер клинических проявлений, течение психического заболевания.

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие публикации:

Психолого–педагогическая поддержка ребенка в образовательной среде дошкольного учреждения как условие здоровья ребенка
Современое дошкольное образование в Республике Беларусь изменяет свое отношние к ребенку, воспитаннику дошкольных учреждений. Дошкольное учреждение становится учреждением открытого типа и на первое место выходит функция охраны жизни и здо ...

Эволюция школ и направлений
Анализ путей развития основных психологических школ выявляет общую для них тенденцию. Они изменялись в направлении обогащения своей категориальной основы теоретическими ориентациями других школ. Он надеялся, основываясь на теории оперант ...

Дезадаптация
Н.Г.Лусканова, И.А.Коробейников рассматривают школьную дезадаптацию как совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социопсихологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям ситуации школьного обучения, влад ...