Я-концепция в структуре интегральной субъектности

Статьи по психологии » Субъектный контекст Я-концепции » Я-концепция в структуре интегральной субъектности

Страница 1

Я занимает особое место среди других психических реалий. Эмпирически понятие "Я" соотносительно с такими психологическими категориями, как "мотив", "деятельность", "образ мира".

По мнению русского психолога Анатолия Зелинченко, в профессиональном использовании Я имеет несколько значений:

· в системе представлений человека о себе (Я-образ или Я-концепция);

· в психической форме самоидентификации, которая обнаруживает отличие личности от окружающего мира и других людей;

· представление человека о своих чувствах, поступках, нуждах, целях, желаниях, мыслях, поведениии, отношении и т.п. в процессе самовосприятия себя как субъекта психической жизнедеятельности;

· то, что остается в психике неизменным, несмотря на развитие;

· "человек в человеке" ("хозяин"), который ответственный за его жизнь и контролирует поведение, мысли и т.п.;

· "ядро ", в котором сосредоточенна сущность человека.

Обобщение этих значений показывает, что Я - это своеобразный центр управления поведением, деятельностью, общением и поступками человека, т.е. "внутренний хозяин", который в академической психологии получил название "личность". Быть личностью - означает быть суб 'єктом деятельности и самосознания.

Главная характеристика личности ее субъектность ("Кто не активный, тот обезличен"). Вот почему Я, сутнісно схарактеризовуючи личность, имеет широкое функциональное поле субъектного формовыявления: и как содержательно-динамический аспект самосознания субъекта, и как личностное ядро, которое сосредоточивает жизненную энергию центральных представлений и мотивов и обнаруживает ее в спонтанной активности, и как наивышее и самое сложное интегральное образование духовного мира человека, и как источник действий, т.е. реальных изменений, которых он добился в жизни окружающих и в самом себе, и как своеобразный интеграл образов его субъективной реальности. Так вот, на убеждение русского психолога Владимира Петровського, Я всегда имеет собственную "динамику индивида", характеризуется самоизменяемостью как "causa sui" ("причина себя) и вследствие этого имеет феноменологию субъективности.

Субъективность

- социальный, действено-перевоплощаемый способ существования человека.

Теория субъективности личности В. А. Петровського является исключительно интересной в психологическом обосновании идеей свободного причинения (т.е. возможности самопроизвольно начать причинно-следственный ряд). Последняя концептуально основывается на началах известных в науке теорсистем:

· на учении древнегреческого философа Стагирита Аристотеля (384-322г. до н.э.) о четырех причинах (материальную, формальную, деятельную и целевую), а также на мысли об "возвращении причины к самой себе";

· на концепции "свободной причины" немецкого философа и природоисследователя Иммануила Канта, в которой причина определяется как "условие того, что дергается ", а гипотетическим началом причинового ряда есть

· на толковании немецкого философа Георга Вильгельма Гегеля (1770-1831) об causa sui, то есть о самопричинении, когда причина самодостаточно определяет себя через свое возвращение к ней самого действия;

Страницы: 1 2 3 4

Похожие публикации: