Я-концепция в структуре интегральной субъектности

Статьи по психологии » Субъектный контекст Я-концепции » Я-концепция в структуре интегральной субъектности

Страница 2

· на концепции "продолжительности" французского философа Анри Бергсона (1859-1941).

В результате анализа В. А. Петровський предлагает модель свободного причинения (рис.

8)

, которая развивает идею Я как causa sui путем осмысления четырех граней Я, каждая из которых реализует в себе одну из известных аристотелевских причин и одновременно могла бы быть отнесена к рангу "причины себя".

Ця модель служит своеобразной исходной точкой теоретического анализа проблемы самосоздания Я-концепции, поскольку признание самозумовлення в психологии дает возможность обосновать не только идею самодвижения и саморазвития личности, когда развитие происходит во внутреннем пространстве связей с другими людьми, а и социально-психологическим механизмом самосоздания Я через внутреннюю встречу в сфере самосознания витакультурних форм активности (поведение, деятельность, общение, поступки) и образов субъективной реальности (субъект, личность, индивидуальность, универсум). Именно под этим углом зрения реинтерпретируем модель русского психолога.

Субъект-человек

как носитель (инициатор, творец) предметно-практической

деятельности и познания.

Личность

- особая черта человека, которую он приобретает в социокультурной среде в процессе общей деятельность и общения; способ существованиясубъекта в системе взаимоотношений с другими.

Индивидуальность

- человек как уникальная, неповторимая, своеобразная личность, которая реализуется в свободной, творческой деятельностью, оказывается в самоопределении и самосовершенствовании.

Универсум

- высшая степень духовного развития человека, который оказывается в полном осознании смысла своей жизни, знании своей причастности к миру как вечности.

Имманентное Я

существует в настоящем времени и пространстве, с материальной причиной самоизменения субъекта, охватывает "единство возникновения и хода Я", характеризуется реалистическим наполнением "вот-здесь-бытия", насыщенное импульсами, интуициями, домыслами и предчувствиями, для проявления которых нужное состояние синхронического причинения, т.е. детерминистическая роль неуловимого "теперь", а также "существующее в несуществующем", определяя внутреннюю сторону мотивации человека как равнодейственную всех ее побудительных сил и условие их постоянного упредметнення. По словам украинского психолога Зиновии Карпенко, это уровень относительного субъекта, когда имеют место проявления активности личности как организма (биологический индивид) и его отображение в оскорблении физического Я.

Идеальное Я

отвечает самопричинению в значении "формальной причины" как:

· конструирование человеком своего собственного образа в идеальном пространстве и времени;

· представление себя в виде вероятной возможности (например мыслителя),

· субъекта самонаблюдения и целенаправленности;

· антиципаційний

(предсказательный) образ себя, который вынесен за границы имеющегося состояния вещей, большей частью в желательное будущее, которое отображает достижение целей конкретной деятельности.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие публикации:

Вывод
Тревожность — постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях связанных или с экзаменационными испытаниями, или c повыш ...

Значение теории «психологического поля» в современной психологии личности
Левиновский подход отличало два момента. Во-первых, он перешел от представления о том, что энергия мотива замкнута в пределах организма, к представлению о системе «организм-среда». Индивид и его окружение выступили в виде нераздельного ди ...

Развитие психологии как самостоятельной науки зарождение психологии как науки
От механики к физиологии В начале XIX столетия стали складываться новые подходы к психике. Отныне не механика, а физиология стимулировала рост психологического знания. Имея своим предметом особое природное тело, физиология превратила его ...