Психолого–педагогическая поддержка ребенка в образовательной среде дошкольного учреждения как условие здоровья ребенка

Статьи по психологии » Психолого–педагогическая поддержка ребенка в образовательной среде дошкольного учреждения как условие здоровья ребенка

Страница 1

Современое дошкольное образование в Республике Беларусь изменяет свое отношние к ребенку, воспитаннику дошкольных учреждений. Дошкольное учреждение становится учреждением открытого типа и на первое место выходит функция охраны жизни и здоровья ребенка. Обеспечение физического, психического и социального здоровья происходит при помощи двух основных механизмов: сохранение его здоровья и повышение его резервов. Психолого–педагогическая поддержка ребенка в образовательной среде дошкольного учреждения заключается в педагогической актуализации личностного развития ребенка, обеспечении физического, психического и социального здоровья. Развивающая образовательная среда, личностно-ориентированное взаимодействие воспитателя с ребенком позволят ребенку познавать окружающий мир, развиваться и быть здоровым.

На современном этапе развития системы дошкольного образования происходят значительные изменения. Гуманизация современного образования связана, прежде всего, с изменением отношения к воспитанию, в центре которого находится ребенок, становление его субъективности. Гуманистический характер дошкольного образования это отказ от авторитарности, жестко стандартизированной системы дошкольного воспитания и обращение к ребенку, к его собственным возможностям и интересам, использование более гибких педагогических технологий, позволяющих ребенку жить и развиваться в собственном темпе, признание самоосознания и самоопределения ведущими образовательными целями. Эта идея отражается в «Концепции дошкольного образования Республики Беларусь». Дошкольное учреждение становится учреждением открытого типа и на первое место выходит функция охраны жизни и здоровья ребенка. Обеспечение физического, психического и социального здоровья происходит при помощи двух основных механизмов: сохранение его здоровья и повышение его резервов. [5,6]. Первый связан с состоянием здоровья ребенка (биологический фактор развития). Сохранность биологической основы обеспечивает ребенку возможность развиваться в соответствии с возрастом. Второй связан с социально-педагогической средой или развивающей образовательной средой жизнедеятельности ребенка в дошкольном учреждении и семье (социальный фактор).

Для уточнения и ясности понимания термина развивающей образовательной среды обратимся к разным толкованиям понятий. Выделим каждое понятие и определим их отношение к образованию.

Среда –

окружающие человека социально-бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий. [7].

Социокультурная образовательная среда

– это организованное и оформленное (институциированное) формирование образовательной практики, элемент общей системы образования, включающий в себя, с одной стороны, реально существующее взаимодействие социального окружения с культурными предметами, явлениями, процессами, с другой стороны, управляемую субъективированную деятельность по обучению, воспитанию и развитию индивидов. [3].

Предметно-развивающая среда –

это такая обстановка в групповой комнате, которая соответствует естественному процессу развития детей, формирует мотивацию к деятельности и способствует познавательной активности. [4].

В нашем понимании развивающая образовательная среда – это реально существующее взаимодействие социального окружения друг с другом и с предметами, явлениями и процессами, в результате которого создаются возможности для увеличения опыта ребенка. Развитие личности измеряется увеличением опыта, увеличением собственных открытий. Обучение заключается в решении собственных задач для собственных целей. Следовательно, развивающая образовательная среда– это созданная педагогами, детьми и родителями атмосфера свободы, интеллектуального поиска и творческой деятельности в ходе специально организованного процесса общения. Она объединяет в себе новое содержание развития ребенка дошкольного возраста, инновации в организации развития, обновлении методов, новые технологии развития, осознание педагогами значительности своей социальной миссии в развитии детей.

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие публикации:

Роль руководителя в становлении коллектива
Итак, эффективность работы коллектива, его способность решать поставленные задачи во многом зависит от морально-психологического климата, а также от господствующего в группе "настроя" сотрудников, который, при прочих равных усло ...

Деловое общение и психодиагностика
Успех любой коллективной деятельности лежит в отношениях сотрудничества и доверия, взаимопомощи и профессионализма. При этом не менее важно определить индивидуально-психологические качества личности, ее реальное состояние и возможности, с ...

Особенности произвольного внимания у детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня
Развитие произвольного внимания у детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня Наряду с вышеперечисленными нарушениями познавательной деятельности у детей с ОНР 3 уровня отмечается недостаточная устойчивость внимания, характерной особенност ...