Современое дошкольное образование в Республике Беларусь изменяет свое отношние к ребенку, воспитаннику дошкольных учреждений. Дошкольное учреждение становится учреждением открытого типа и на первое место выходит функция охраны жизни и здоровья ребенка. Обеспечение физического, психического и социального здоровья происходит при помощи двух основных механизмов: сохранение его здоровья и повышение его резервов. Психолого–педагогическая поддержка ребенка в образовательной среде дошкольного учреждения заключается в педагогической актуализации личностного развития ребенка, обеспечении физического, психического и социального здоровья. Развивающая образовательная среда, личностно-ориентированное взаимодействие воспитателя с ребенком позволят ребенку познавать окружающий мир, развиваться и быть здоровым.
На современном этапе развития системы дошкольного образования происходят значительные изменения. Гуманизация современного образования связана, прежде всего, с изменением отношения к воспитанию, в центре которого находится ребенок, становление его субъективности. Гуманистический характер дошкольного образования это отказ от авторитарности, жестко стандартизированной системы дошкольного воспитания и обращение к ребенку, к его собственным возможностям и интересам, использование более гибких педагогических технологий, позволяющих ребенку жить и развиваться в собственном темпе, признание самоосознания и самоопределения ведущими образовательными целями. Эта идея отражается в «Концепции дошкольного образования Республики Беларусь». Дошкольное учреждение становится учреждением открытого типа и на первое место выходит функция охраны жизни и здоровья ребенка. Обеспечение физического, психического и социального здоровья происходит при помощи двух основных механизмов: сохранение его здоровья и повышение его резервов. [5,6]. Первый связан с состоянием здоровья ребенка (биологический фактор развития). Сохранность биологической основы обеспечивает ребенку возможность развиваться в соответствии с возрастом. Второй связан с социально-педагогической средой или развивающей образовательной средой жизнедеятельности ребенка в дошкольном учреждении и семье (социальный фактор).
Для уточнения и ясности понимания термина развивающей образовательной среды обратимся к разным толкованиям понятий. Выделим каждое понятие и определим их отношение к образованию.
Среда –
окружающие человека социально-бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий. [7].
Социокультурная образовательная среда
– это организованное и оформленное (институциированное) формирование образовательной практики, элемент общей системы образования, включающий в себя, с одной стороны, реально существующее взаимодействие социального окружения с культурными предметами, явлениями, процессами, с другой стороны, управляемую субъективированную деятельность по обучению, воспитанию и развитию индивидов. [3].
Предметно-развивающая среда –
это такая обстановка в групповой комнате, которая соответствует естественному процессу развития детей, формирует мотивацию к деятельности и способствует познавательной активности. [4].
В нашем понимании развивающая образовательная среда – это реально существующее взаимодействие социального окружения друг с другом и с предметами, явлениями и процессами, в результате которого создаются возможности для увеличения опыта ребенка. Развитие личности измеряется увеличением опыта, увеличением собственных открытий. Обучение заключается в решении собственных задач для собственных целей. Следовательно, развивающая образовательная среда– это созданная педагогами, детьми и родителями атмосфера свободы, интеллектуального поиска и творческой деятельности в ходе специально организованного процесса общения. Она объединяет в себе новое содержание развития ребенка дошкольного возраста, инновации в организации развития, обновлении методов, новые технологии развития, осознание педагогами значительности своей социальной миссии в развитии детей.
Похожие публикации:
Психологическая совместимость супругов и ее влияние на удовлетворенность
браком
Известно, что в основе благоприятных семейных отношений лежит чувство любви – высшая степень эмоционального положительного отношения человека к человеку. Многие считают, что любовь у всех разная и недоступна ее четкому научному определению ...
Общение как коммуникация
Деловое общение — это прежде всего коммуникация,
т.е. обмен информацией, значимой для участников общения.
Коммуникация должна быть эффективной, способствовать достижению целей участников общения, что предполагает выяснение следующих воп ...
Этика делового общения
Деловое общение является необходимой частью человеческой жизни, важнейшим видом отношений с другими людьми. Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений выступают этические нормы, в которых выражены наши представления о добре и зл ...
Навигация